Дорогами фильма "Ромео и Джульетта" в Италии

 

 Приветствуем Вас на тематическом сайте "Ромео и Джульетта" - разделы / sections - Romeo and Juliet

 

Дорогами фильма Ромео и Джульетта Дзеффирелли . Коллаж Татьяны Кузнецовой для www.romeo-juliet-club.ru

 

 Использование материалов сайта www.romeo-juliet-club.ru  возможно только 

 с разрешения автора , официального представителя Клуба Джульетты в России

Путешествие по местам съёмок фильма Франко Дзеффирелли

"РАДОСТНАЯ ИСТОРИЯ В 4-х ЧАСТЯХ С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ

 

On the traces of Franco Zeffirelli's Romeo and Juliet in Italy

Stories and Pictures of the film scenes' locations (Italy, 2003) - English version

 1. ТУСКАНИЯ - Сцены, которые здесь снимались: Тайное венчание Ромео и Джульетты и сцена их смерти в склепе Капулетти. Ромео сообщает Кормилице о предстоящем бракосочетании с Джульеттой. Келья монаха Лоренцо. Брат Джон отправляется в Мантую с письмом для Ромео - утренняя сцена возле арки в монастыре.

 2. ГУББИО - Сцены, которые здесь снимались: Первое появление Ромео. Разговор Бенволио и Ромео возле дома Монтекки. Схватка горожан. Меркуцио и Бенволио ожидают Ромео утром после бала. Дуэль Ромео и Тибальта. Ромео в Мантуе.

3. ПЬЕНЦА - Сцены, которые здесь снимались: Дом Капулетти и внутренний дворик. Сцена перед балом и речь Меркуцио о королеве Мэб. Бал.

4. АРТЕНА - Сцены, которые здесь снимались: Сад и балкон Джульетты. Ромео перебирается через стену сада. Джульетта ожидает няню с вестями от Ромео и разговаривает с ней.

ЭПИЛОГ

ВЕРОНА - "Родной" город легенды Ромео и Джульетты. Клуб Джульетты.

КОСТЮМЫ - О том, где сейчас находятся костюмы и брачное ложе героев фильма. Наша встреча с маэстро Дзеффирелли (фото).

С Леонардом Уайтингом в Артене, 2009

 

 

ПРОЛОГ

 

Starting the trip through the film locations from Rome, the house of CinziaОднажды нам довелось узнать, что автор ранней итальянской повести о Ромео и Джульетте первоначально назвал её «Радостная История...», и нам это не кажется удивительным, несмотря на горестный конец повествования. Ведь слово «радостная» здесь означает не «весёлая» или «забавная», а подразумевает Радость в самом высоком смысле этого слова: возможность испытать великую Любовь – священный дар небес, которым щедро наделены были Ромео и Джульетта. Эта «трагическая радость» до сих пор дарит нам свой свет и вдохновение. Наша  история тоже будет радостной, потому что она говорит об осуществлении мечты, рождённой любовью и живущей во имя любви. Давно, ещё в школьные годы, мы впервые увидели фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», и он остался с нами навсегда, став основой нашего увлечения Италией, переплетясь с нашей собственной жизнью. С тех пор мы видели этот фильм много раз, всё время искренне полагая, что фоном ему послужила реальная Верона. Панорама реальной Вероны, которую можно видеть в начале фильма Дзеффирелли  -  panoramic view of real Verona seen in the beginning of Zefforelli's film Позднее мы узнали, что только туманная панорама города, открывающая киноповествование, является видом настоящей Вероны, остальные сцены фильма снимались в разных местах центральной Италии. Побывать в этих местах – казалось несбыточной мечтой. Маленькие городки, стоящие в стороне от основных туристических маршрутов... Даже если приехать в Италию (как мы не раз бывали в Вероне), то каким образом добраться до этих городов и как найти там интересующие нас места? И вот однажды наша мечта осуществилась благодаря друзьям из Итальянского Шекспировского Общества - Чинции и Романо. Они стали нашими добрыми волшебниками, и в 2002-2003 годах мы совершили с ними два увлекательных путешествия (своего рода паломничество) по местам, связанным с героями фильма Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Мы искренне благодарим их за это радостное открытие Италии. Невольно вспоминаются строки романа Жермены Де Сталь «Коринна или Италия», где героиня–итальянка открывала иноземным друзьям уникальные красоты своей страны.

 

 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ -  ТУСКАНИЯ

 

Городок Тускания, находящийся приблизительно в 100 км на северо-запад от Рима, ведёт своё название от слова Этрускания (Этрурия) - земля этрусков. Цивилизация этрусков существовала на обширной территории, ставшей затем римской империей, но лишь центральная часть современной Италии унаследовала имя Тоскана. И только маленький город в области Лацио повторяет это название. Как известно, этот очаровательный городок привлёк маэстро Дзеффирелли древней базиликой Сан Пьетро, стоящей на холме неподалёку. Под сводами этой церкви и в её сумрачной крипте снимались самая счастливая (венчание героев) и самая пронзительная (их гибель) сцены фильма. А также сцена разговора Ромео с кормилицей Джульетты и келья монаха Лоренцо.

 

Вместе с нашими милыми друзьями мы подъезжали к Тускании, нетерпеливо ожидая появления церкви Сан Пьетро. И вот, наконец, она – такая маленькая, просто игрушечная, издали. Здесь мы ненадолго остановились, чтобы полюбоваться живописным видом и запечатлеть его на фото. Ветер гнал по небу облака, и солнце шло по земле полосами. Холм и церковь то освещались ярким светом, то накрывались тенью очередного облака. Через некоторое время мы были уже возле внешних стен храма. Прежде, чем вступить под эти священные своды, мы решили прогуляться вокруг. Порывы свежего ветра трепали одежду, раздували волосы, хотя солнце светило ласково. Во дворе церкви мы обратили внимание на каменную арку. В фильме возле неё прошёл с осликом брат Джованни, посланный Лоренцо с роковым письмом к Ромео… Как восхитительно круглое ажурное окно над входом в церковь! Но на экране мы видим другое окно - похожее на то, что принадлежит базилике Санта Мария Маджоре, ещё одной древней церкви Тускании. Входные ворота этой базилики также узнаются в очертаниях церковного портала в фильме (вид веронской площади с фасадом церкви был создан для съёмок в павильоне римской киностудии Чинечитта). Можно сказать, что экранный облик храма воспроизводит черты двух реально существующих зданий.

 

И вот мы внутри церковного пространства Сан Пьетро. Под арками, тянущимися с двух сторон вдоль стен церкви, есть небольшие каменные уступы, похожие на длинные каменные скамьи. Здесь Ромео сообщил няне Джульетты весть о тайном венчании. А вот из этого проёма, слева от алтаря, стремительно выпорхнула Джульетта в развевающейся дымчатой вуали и бросилась навстречу своей радостно-трагической судьбе. Вот они, эти узорчатые плиты, которых её лёгкой ножке «вовеки не вытоптать» (так сказано у Шекспира). Пять ступеней ведут к алтарю со святыми образами на стенах, где монах Лоренцо благословил союз вечной любви. Площадка перед алтарём, с мозаичным кругом на полу, где стояли на коленях наши юные герои Ромео-Леонард и Джульетта-Оливия , немного испуганные своей решимостью. Мы разбрелись по разным уголкам церкви. Владимир снимает видео. Я ищу глазами Чинцию. Это очень важно для меня - в такой момент обменяться взглядом с человеком, который понимает и разделяет мои переживания. Через годы и расстояния найти такого человека! У меня подступают слёзы. Разве я когда-нибудь могла знать, что попаду сюда! Снова делаем фотографии, а затем по ступеням спускаемся в крипту. По этой лестнице Ромео с факелом в руке сбегал вниз, туда, где по воле режиссёра был воссоздан мрачный склеп Капулетти (в фильме показано, что Ромео проникает в склеп с кладбища). Слабые электрические лампочки освещают настенные изображения святых и образ Мадонны в апсиде, напротив которой стояло погребальное ложе Джульетты. Сзади в небольшие окошки пробивается дневной свет (в фильме эта часть крипты была отгорожена стеной). Из леса разнообразных колонн пытаемся выделить ту, около которой погибли герои фильма (на центральном фото она ближайшая слева, с явным пятнышком посередине). А вот и другая, гранёная колонна с вырезом наверху, которая хорошо заметна в фильме – она находилась справа в ногах гробницы Джульетты. Я жалею, что не принесла с собой хотя бы маленького цветочка, чтобы оставить его здесь, в крипте, как я всегда это делаю в склепе Джульетты в настоящей Вероне. Ну что ж… В другой раз! Хочется побыть здесь подольше и помечтать, но нам нужно ещё осмотреть город. В городе мы снова любуемся видом церкви издалека, только уже с обратной стороны. Затем находим старинный городской фонтан, очень похожий на тот, где в фильме «купался» Меркуцио. Вероятно, вид этого фонтана вдохновил создателей фильма, построивших в студии почти его копию. Старые улочки Тускании так прелестны, что мы долго-долго бродим по ним.

 

Cinzia and Olga on the background of San Pietro hill in Tuscania a view of San Pietro basilica in Tuscania with Friar John's arch The arch near which Friar John went with his donkey - the yard of San Pietro in Tuscania Olga, Cinzia and Vladimir near the entrance of  San Pietro. Tuscania Inside the church of San Pietro. Tuscania the altar of San Pietro church. Tuscania
the secret marriage rite of Romeo and Juliet The scene of Romeo and Juliet'secret wedding was shot in San Pietro  San PIetro.  Mosaic floor  before the altar -  wedding place in the film before the altar inf San Pietro. Olga and Vladimir
Romeo enters the grave place of Capulets -  the crypt of San Pietro in reality Juliet stabs herself  -  the scene was shot in the crypt of San Pietro. Tuscania San Pietro crypt. The apse, in front of which Juliet's death-bed was in the film  The wedding photo of Nadine and Roberto visiting the crypt of San Pietro

Olga and Vladimir inside the crypt of San Piero church - Capulet's family grave in the film

Mercutio before the church portal in the film Santa Maria Maggiore basilica in Tuscania looks like church front in the film The portal of Santa Maria Maggiore in Tuscania
Mercutio's fountain in the film The ancient public fountain in Tuscania looks like the one of Mercutio

 

 

 

 ЧАСТЬ ВТОРАЯ  -  ГУББИО

 

Наше знакомство с местом, где были сняты самые динамичные сцены фильма «Ромео и Джульетта» (драки, дуэли), состоялось влажным прохладным днём. Небо хмурилось, угрожая дождём. Обстановка, так контрастирующая с царящим в фильме ощущением жаркого солнца, раскалённых улиц и пыльных камней. Погода больше соответствовала финалу пьесы. Но мы решили не унывать, а преисполниться оптимизма.

 

В тот день гора Инджино, по которой отважно взбирается город, укрывала свою вершину вуалью тумана. Там, высоко, стоит базилика, где покоятся мощи Сант Убальдо, покровителя Губбио. В базилике хранятся три огромные свечи – «Чери», с ними каждый год, в день Святого, бегут самые сильные мужчины города. Губбио богат древними традициями, которые продолжаются и поныне. Особую притягательность облику старого города придаёт великолепно сохранившаяся средневековая архитектура. Безусловно, это было важно для съёмок фильма. Но нам кажется, что Маэстро Дзеффирелли привлекла в Губбио не только архитектура. Особый рельеф города, в котором заложены напряжённость и динамика, подходил для постановки энергичных сцен.

Большинство старинных зданий в Губбио построено из светло-серого камня. Но этот цвет кажется не однозначно-скучным, а словно жемчужным, в котором пробиваются розовато-бежевые оттенки. Этот цвет я долгое время считала цветом Вероны, пока не побывала там и не увидела, что веронским зданиям в действительности присущи более насыщенные и тёплые цвета: розовый, палевый, коричневый. Забегая вперёд, скажу, что Пьенца оставила у меня впечатление «вкусных» цветов: абрикосового, сливового, желтовато-кремового, чайного. Но вернёмся в Губбио.

 

Вчетвером мы следуем маршрутом, определённым Чинцией. До того, как начать подъём по петляющим улицам и увидеть места, отразившиеся в памятных сценах фильма, мы, минуя монастырский комплекс Сан Франческо, останавливаемся на нижней площади города. Здесь находится интересное сооружение времён Ренессанса «Лоджия деи Тиратори». Это постройка в двух уровнях, верхняя часть которой представляет собой подобие открытой веранды с множеством четырёхгранных колонн. Чинция полагала, что здесь была поставлена сцена с Бенволио и Меркуцио, обсуждающими утром после бала, как отреагирует Ромео на письмо Тибальта. Во время разговора герои фильма находились на некой каменной веранде, а за их спинами простиралась неясная панорама города. Однако, как выяснилось позже, данная сцена снималась не здесь, а на веранде Палаццо деи Консоли.

Обогнув Лоджию, мы начали подниматься вверх по живописным улицам к очередному объекту нашего исследования, не забывая по пути восторгаться красивыми зданиями и привлекательными магазинчиками с сувенирными и другими товарами. Через некоторое время мы оказались на самой значительной исторической площади города - Пьяцца Делла Синьория. Отсюда открывается захватывающий дух вид на город и здесь находятся два представительных палаццо, из которых наиболее знаменит Палаццо деи Консоли. Кстати, это его башня с зубцами мелькнула в эпизоде фильма, когда колокольный звон оповещал горожан о схватке Монтекки и Капулетти. Каждый год на Пьяцца Делла Синьория проводятся красочные исторические состязания: «Чери Рейс» (15 мая) и «Палио Делла Балестра» (в последнее воскресенье мая), привлекающие множество зрителей.  Неподалёку находится маленькая площадь с круглым фонтаном, носящим смешное название «Фонтана деи Матти» (фонтан дураков или безумцев). Всё объясняет связанная с ним курьёзная традиция, подробности которой мы здесь не сообщаем. Именно этот фонтан вы можете видеть в фильме, если внимательно посмотрите сцену драки горожан, один из которых показан вскочившим на бортик чаши фонтана. В кадре хорошо виден также фасад здания – в действительности Палаццо Дель Баргелло.

Мы отправились дальше, и тут на нас буквально обрушился дождь, до этого момента едва накрапывавший, - да с градом! Вот такие препятствия уготовила нам природа. Но ей нас не запугать, ибо велико наше желание достичь заветной цели. Раскрыв зонты, мы тесно прижались к стене какого-то здания. Когда дождь немного утих, путешественники героически тронулись в путь.

По Виа Делла Кафедрале мы приближались к наиболее важным местам, связанным с фильмом. Дождь практически кончился и мы, хотя и намокли, всё же были счастливо возбуждены. После дождя острее ощущались запахи свежей листвы деревьев, и пение птиц доносилось из влажных садов. Мы остановились под тёмной аркой, выходящей на маленькую площадку-перекрёсток. Впереди открылась узкая улица (Виа Дукале) с довольно значительным уклоном. Именно по ней в фильме поднимался задумчивый Ромео с цветком в руке. Затем он остановился, прислонившись к углу дома, и тогда мы впервые увидели его лицо крупным планом. Этот дом с входом готической формы, куда в фильме внесли раненого, сейчас перед нашими глазами. Рядом находится нечто вроде сложенного из кирпича парапета, на котором в фильме сидел Бенволио с книгой в руке, ожидая приближения Ромео. Мы делаем здесь фото и видео, причём Владимир пробует повторить позы героев фильма. Как и положено по сюжету, где-то поблизости должен быть дом семейства Монтекки. И действительно, короткий проход подводит нас к входным воротам Палаццо Дукале – прекрасному образцу архитектуры Ренессанса в Губбио. В фильме это дом Монтекки, и на фоне этих дверей разыгрывалась сцена отъезда Ромео в Мантую. За дверью находится внутренний дворик дворца, с изящными колоннами и стенами розового цвета. Его практически не видно в фильме, лишь несколько колонн мелькнуло за спинами спешащих на бой Монтекки. Прямо напротив дворца, ступени лестницы ведут в старинный Кафедральный Собор, которого мы в фильме не видим. Недалеко от самого Собора находится здание Музея, в его лабиринтах мы находим тупиковый коридор со сводчатым потолком и боковыми арочными проёмами. В этом месте проводились съёмки сцены «в Мантуе», когда Бальтазар принёс Ромео весть о смерти Джульетты. Проход туда оказался закрытым в связи с ремонтными работами, и наша попытка проникнуть за ограждение была немедленно пресечена.

Выше уровня, на котором располагаются Палаццо Дукале и Кафедральный Собор, большинство туристов не поднимается. Но нам осталось посетить ещё одно место, послужившее естественным фоном для сцены схватки Ромео с Тибальтом. После недолгого подъёма мы оказываемся на безлюдной улице, которая впереди разделяется на два «рукава», а между ними стоит каменное здание. Это очень хорошо видно в фильме. По правому ответвлению поднималась компания парней во главе с Тибальтом, только что смертельно ранившим Меркуцио. Здесь их догнал Ромео, предъявляя платок, обагрённый кровью своего друга. Началась ожесточённая борьба, герои выскочили на площадку перед домом, один край которой укреплён высокой каменной кладкой. Некоторое время схватка происходила на этой площадке и около неё (пока герои не «вбежали» в павильон Чинечитта, где борьба продолжалась и трагически закончилась смертью Тибальта). В кадре мелькает дерево, растущее на площадке, оно сохранилось до сих пор. Это фига, как сказал нам Романо. Мы делаем несколько фотографий на этом месте. Романо и Владимир ради шутки занимают воинственную позицию с нацеленными друг на друга зонтами. Уходя, мы берём с земли несколько каменных осколков – на память.

Наша незабываемая романтическая прогулка по Губбио окончена. Уставшие, но счастливые, мы спускаемся вниз, к подножию горы, где мы оставили машину. Утром следующего дня мы уже будем в городе Пьенца.

 

 А сейчас мы спешим на берега озера Тразимено, в местность Ле Тассинаи, чтобы навестить Надин, очаровательную хозяйку загородной виллы-пансиона, где мы проведём ночь. Среди живописного ландшафта стоит красивый и основательный дом в стиле старинной фермерской постройки. А рядом с домом есть башенка – «Торретта». В ней находятся комнаты, декорированные в честь героев фильма Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», и нам очень хочется увидеть это своими глазами.

 

Gubbio, the view of  Mont Ingino Gubbio. Loggia dei Tiratori - where Mercutio and Benvolio were waithing for Romeo Gubbio. The Fool's Fountain - the place of citizens' fight  in the film Gubbio. Vladimir seating at the place of  Benvolio
Morning after the ball. Mercutio and Benvolio are in the place in reality called la Logia dei Tiratori . Gubbio   Gubbio. The lane - Via Ducale (to the right of the door) along which Romeo came up Gubbio. The brick parapet, on which Benvolio was seating with a book
Vladimir is standing at the same place of Romeo Romeo's first appearance in the film (at the corner of the real Via Ducale in Gubbio) Gubbio. Vladimir at the place where Romeo sat in the film Romeo talking to Benvolio in the beginning of the film
Romano, Cinzia and Vladimir near the entrance to Palazzo Ducale- Montague's house in the film The gates of Palazzo Ducale in Gubbio - Romeo's departure to Mantua was shot there The  couryard of Palazzo Ducale - Montague's house in the film Gubbio. Inside the Museum of the Cathedral - where the scene of Romeo in Mantua was shot
Gubbio. The place of the fight between Romeo and Tybalt . The fig tree shown in the film The fight between Romeo and Tybalt in the film Gubbio. Vladimir and Romano at the place of Romeo and Tybalt's fight Gubbio. The lane (to the right of the fight square) where the gang lead by Tybalt went in the film

 

 

 

 

 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ – ПЬЕНЦА

 

Наше недолгое пребывание в Ле Тассинаи достойно отдельного рассказа. Но сегодня мы мысленно переносимся в Пьенцу, чтобы  познакомить вас с местом, где были сняты самые яркие и жизнеутверждающие – истинно ренессансные – сцены фильма «Ромео и Джульетта»: красочный праздник в Доме Капулетти, первая встреча юных героев средь шумного бала... Наши воспоминания о часах, проведённых в маленьком «нарядном» городке, тоже окрашены в радостные тона, созвучные настроению его архитектуры.

Утро того дня, когда мы отправились в Пьенцу, было тёплым и солнечным – и следа не осталось от туч и дождя, что гремели накануне. Природа щедро дарила нам возможность оценить красивейшие пейзажи, проплывающие за окном автомобиля. Мы оставили позади Умбрию, где находится город Губбио и поместье Надин, и выехали на просторы Тосканы.

 

В этом месте рассказа нам хотелось бы сделать небольшое отступление и немного рассказать об истории города Пьенца.. Когда-то давно, в незапамятные времена, на этих древних землях жили этруски, затем здесь были образованы  романские поселения. В период средневековья на одном из холмов напротив горы Амьята существовал маленький городок, скорее деревня, Корсиньяно. Он мог бы бесславно затеряться среди безбрежья тосканских полей и застывших волн холмов, если бы в этой «раковине» не появилась прекрасная жемчужина. Удивительный архитектурный ансамбль – едва ли не воплощение мечты об Идеальном Городе в пределах одной городской площади. Местечко Корсиньяно было родиной знаменитого гуманиста, учёного и писателя Энеа Сильвио Пикколомини, избранного в 1458 году римским папой. Он правил под именем Пио II до своей смерти в 1464 году. Эти несколько лет стали периодом расцвета для родного города Пикколомини. Папа задумал воплотить здесь новые идеи градоустройства. Воплощение строительного проекта, вдохновлённого лучшими образцами Ренессанса, было поручено архитектору Бернардо Росселлино. Работы были проведены за 4 года, их результатом явилась светлая просторная площадь в форме трапеции, с Кафедральным собором во главе и стройными дворцовыми зданиями по краям. Дворец самого папы был возведён справа от собора, на месте рождения Пио II.  В 1462 году город получил новое имя – Пьенца, и в течение недолгого периода здесь находился папский двор. К сожалению, после смерти Пио II его грандиозные замыслы о дальнейшем переустройстве города не были осуществлены. Но даже то, что было построено, поражает законченностью образа. Пять столетий спустя внутренний дворик и некоторые помещения Палаццо Пикколомини были увековечены как Дом Капулетти в фильме Франко Дзеффирелли.

 

Но вернёмся  в сегодняшний день Пьенцы.  Прибыв в город, мы стремглав бросились по главной улице к его сердцу – площади Пио II рядом с Палаццо Пикколомини. Здание открыто для осмотра лишь считанные часы, и нам надо было попасть туда до полудня. Мы как раз успели на последнюю экскурсию, и у нас была счастливая возможность не только осмотреть изысканный дом знаменитого гуманиста, но и пройтись по тем лестницам, коридорам и залам, где разворачивались события фильма. Здесь мы могли  воскресить в памяти лёгкий бег Джульетты в легендарном красном платье, когда кормилица позвала её к матери, в сцене перед балом. Комната синьоры Капулетти снималась в бывшей спальне Пио II. Можно без труда узнать икону на стене и роскошную кровать под балдахином. На край этой кровати присела Джульетта, поправляя завязки рукава, в то время как няня упивалась своим бесконечным рассказом о её детских шалостях. Где-то здесь, в коридорах Палаццо, синьор Капулетти выслушивал сватовство Париса, вместе они вошли в отделанный деревом кабинет (в действительности это библиотека Пио II), где глава дома отдал Пьетро распоряжения относительно бала. К огромному нашему сожалению, мы не могли фотографировать в помещениях дворца, но мы сделали несколько снимков, выйдя на открытую галерею с внешней стороны здания. Отсюда открывается изумительный вид на холмистую долину реки Орча и конус потухшего вулкана. Слева видны апсида и колокольня Кафедрального собора, внизу – аккуратные геометрические формы висячего сада.

Мы вышли во внутренний дворик, обрамлённый красивой аркадой. В фильме вид этого дворика был дополнен стоящим в центре бутафорским колодцем, украшенным фруктами. Вспоминается короткий эпизод, когда после бала здесь в темноте остановилась Джульетта, завороженно прислушиваясь к далёким голосам, звавшим Ромео, в тоже самое время кормилица в сопровождении Пьетро поднималась по ступеням в дом, призывая свою любимицу.

 Интересно заметить, что Дзеффирелли снял две редакции сцены первой встречи Ромео и Джульетты: около колодца во дворике и в зале среди колонн. В фильм вошла вторая версия. Первый замысел отражён на фотографии, которую вы можете видеть ниже.

Звонили колокола собора. Мы осматривались вокруг, ища знакомые по фильму ракурсы. Колорит дворца удивительно приятен для глаз, являя сочетание оттенков нежного персика и чайной розы в основном фоне, розового винограда и светлой бронзы - в настенных росписях. Фрески едва заметны на стенах между окнами и более ярки в бордюре над арками. Вспоминается, что реальная Верона некогда называлась городом настенной живописи. По бордюру равномерно расположены выпуклые медальоны с геральдическими знаками Пикколомини: крест на щите. Но в фильме вместо них мы видим символ в виде шляпы (по-итальянски – каппелло), который является гербом реального веронского семейства Даль Каппелло -прототипа шекспировских Капулетти. Полосатые стены дворца в фильме - тоже дань веронской архитектурной традиции. Кроме окон, во двор выходит также лоджия верхнего этажа (сейчас застеклённая). Именно оттуда доносились отчаянные вопли кормилицы, обнаружившей бесчувственное тело Джульетты. Фильм подразумевает, что её комната находилась довольно далеко от родительских покоев, возможно, в том крыле здания, которое мы не посетили. Позже мы узнали, что интерьер спальни Джульетты был создан в студии по дизайну Ренцо Монджардино. Мы также не могли с уверенностью сказать, в каком именно помещении дворца была поставлена сцена бала. Казалось, что это был тот небольшой зал (хотя, в фильме он не кажется маленьким), двери которого выходят прямо во дворик - он мелькнул за спинами танцующих в кадре (см. фото ниже). Узнать зал было невозможно, так как там нет ни толстых колонн, ни тяжёлых занавесей, ни синего мозаичного круга в центре пола, где гость по имени Леонардо исполнял знаменитую песню – иными словами, всего того, что нам так памятно по фильму. Позже нам удалось выяснить, что сцена бала снималась в студии, в великолепных декорациях, созданных Монджардино. Как бы то ни было, мы были счастливы увидеть то, что могли.

 

Интересно отметить, что в театре и кино дома Капулетти и Монтекки традиционно представляются пышными ренессансными дворцами, в то время как Дом Ромео и Дом Джульетты в реальной Вероне выглядят более сурово и напоминают маленькие крепости. Литературные источники относят историю Ромео и Джульетты к самому началу 14 века. Вражда между веронскими семьями уходила своими корнями в предыдущий век, когда кипели войны между двумя партийными группировками - Гвельфами и Гибеллинами. Со временем политическая вражда переродилась в междоусобные распри и перекинулась на бытовой уровень. Существует любопытная исследовательская версия, согласно которой слова «Монтекки» и «Каппеллетти» (так они звучат в итальянском оригинале) являются не именами собственными, а названиями веронских фракций Гвельфов и Гибеллинов .В художественной литературе «Монтекки» и «Каппеллетти» стали именами семей. Точно известно, что в реальной Вероне жили семьи, звавшиеся похоже – Монтиколи и Даль Каппелло. Сможет ли кто-нибудь когда-нибудь в этом разобраться?.. Подробности читайте в главах "Верона" и "История Сюжета" нашего сайта. Но вернёмся в Пьенцу.

 

Мы сделали фотографии во дворике Палаццо Пикколомини, бросили прощальный взгляд кругом и вышли на солнечную площадь. Ещё раз мы смогли подивиться её гармоничному облику, сдержанной красоте церковного фасада и окружающих зданий. Сюда хочется прийти ранним утром или поздним вечером, чтобы побыть здесь в одиночестве. В фильме Франко Дзеффирелли мы видим ночной вид этой площади, вернее, её части. Вы, конечно, помните ту сцену, когда весёлая компания парней, возглавляемая Меркуцио и Бенволио, собирается отправиться на праздник в Дом Капулетти. Ромео пытается удержать своих спутников, и в первую очередь самого себя, но Меркуцио в ответ разражается своей «коронной» речью о королеве Мэб. Так вот, эта шумная процессия с факелами вышла на площадь из маленькой улочки слева от собора (в фильме видно только его подножие). Пройдя по площади под грохот музыки, компания ненадолго задержалась в том месте, где Меркуцио примерил маску смерти. В этом эпизоде за спинами героев фильма мелькнула часть каменного колодца. Этот колодец на самом деле один из красивейших в Италии, его автором является архитектор Бернардо Росселлино, построивший Палаццо Пикколомини и другие здания на этой площади. В разгар туристического сезона колодец Росселлино, который в народе называется «колодцем собак», буквально облеплен людьми, большинство которых, конечно, не догадывается, чем ещё примечательно это место. Если продолжать следовать за героями фильма, то можно вспомнить, что, примерив маску, Меркуцио свернул на тёмную улицу (это реальная Корсо иль Росселлино) и, пройдя по выступу у стен дворца (вроде длинной каменной скамьи),  начал свой пламенный монолог во славу Мэб. Распалившись, он выскочил на площадку в конце улицы, где Ромео попытался его успокоить. В действительности на этом месте должна бы быть маленькая площадь перед церковью Сан Франческо, но похоже, что в фильме дружеское объятие Ромео и Меркуцио снято на фоне студийных декораций. Из фильма мы снова возвращаемся в сегодняшний день.

 

Совершая прощальную прогулку по Пьенце, мы вышли на улицу, которая начинается за Кафедральным собором и тянется вдоль крутого склона холма, на котором стоит город. Здесь построено что-то вроде террасы с каменным парапетом – превосходное место для обзора окрестностей. Перед глазами очарованного путника открывается широкая панорама, напоминающая художественное полотно: разноцветные «квадратики» полей, мягкие очертания холмов и далёких гор. Похожую панораму мы видим в фильме, в сцене, где монах Лоренцо собирает целебные травы (она снималась в городке Тускания). В конце нашей прогулки мы обратили внимание на таблички с названиями близлежащих улиц, которые удивительным образом подходили к теме нашего путешествия: Виа Делла Фортуна (улица Судьбы), Виа Делл Аморе (улица Любви), Виа Дел Бачо (улица Поцелуя).

Покинув Пьенцу, мы направились в Сиену, чтобы посмотреть главный городской собор. При соборе существует специальный зал «Библиотека Пикколомини» с прекрасными фресками художника Пинтуриккьо, рассказывающими о событиях жизни ПиоII. На одной из настенных картин изображена юная красавица Элеонора Арагонская, чей праздничный наряд и тип причёски - трансадо - перекликаются с бальным обликом Джульетты в фильме Дзеффирелли.

 

Pienza. The distant view of Palazzo Piccolomini and Cathedral apse Pienza. The view of the Cathedral apse and Orcia valley from inside Palazzo Piccolomini Pienza. The view of the garden and Orcia Valley from inside Palazzo Piccolomini

Capulet's house in the film - Palazzo Piccolomini in Pienza

Pienza. The entrance to Palazzo Piccolomini from the open gallery on the second  floor

Vladimir, Olga and Cinzia in the courtyard of Palazzo Piccolomini in Pienza

Pienza. The real look of the wall decoration of Palazzo Piccolomini

The film room of  Lady Capulet was shot in the former bedroom of Pio II Palazzo Piccolomini. The real interior of  the former bedroom of Pio II Pienza. The real look of the courtyard of Palazzo Piccolomini, without a well  The courtyard of Palazzo Piccolomini transformed into the Capulet's one for the film

Eleonora di Aragon on the fresco of Pinturicchio looks like Olivia dressed for the feast. Siena. Piccolomini Library

The Capulet's feast  in the film. On the left -  the view of the courtyard of Palazzo Piccolomini

The first version of Romeo and Juliet's encounter near the well in the courtyard

Pienza. PIo II Square. The Cathedral and the well of Rosselino where Mercutio appeared with a mask Mercutio with a mask near the well of Rosselino Pienza. Pio II Square. Fasade of Palazzo Piccolomini and the well of Rosselino Pienza. Panoramic passage and a magnificent view of Orcia Valley

 

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ - АРТЕНА

 

Как разыскать увиденные в фильме балкон и сад Джульетты? Нам не удалось разрешить эту загадку во время нашего первого "паломнического" путешествия в 2002 году. Тогдашняя поездка в Пьенцу принесла уверенность, что натурой знаменитой сцены на балконе не был Палаццо Пикколомини. Но судьба иногда способствует упорным искателям.У нас с собой был отрывок из статьи Роджера Эберта «Тот самый балкон в Вероне» (читать целиком здесь). Автор рассказывал следующее:

«Мне посчастливилось побывать на съёмках фильма, в маленьком холмистом городке в часе езды от Рима, ночью, когда снимали сцену балкона. Я помню Хасси и Уайтинга наверху старой виллы на склоне холма, ожидающими их вызова, искренними и простыми. И когда снималась сцена балкона, я помню беспечную энергию, с которой Хасси бросалась, чтобы вновь и вновь отдаваться жадным поцелуям, почти швыряя себя с балкона (Уайтингу, балансировавшему на дереве, была нужна её поддержка). Между съёмками, в разросшемся саду Дзеффирелли прогуливался с композитором Нино Рота, который написал музыку для большинства фильмов Феллини, и теперь напевал центральную тему фильма, а режиссёр кивал головой. Паскуалино де Сантис, который выиграл Оскар за фильм, управлял своей командой спокойно, поторапливая освежать актёров, чтобы избежать технических накладок. На рассвете, за чашкой крепкого кофе, потому что он должен был отвезти своих актёров в город, Дзеффирелли сказал очевидное: то, что  весь фильм зависел от сцен на балконе и в склепе, и теперь он чувствовал, что его выбор оправдал себя, и фильм ждёт успех.» 

Слова Эберта навели Чинцию на некоторые соображения. Возникшие предположения мы не смогли тогда проверить из-за нехватки времени. Спустя две недели после нашего с Владимиром отъезда из Италии Чинция вместе с Романо отправилась навестить своих родственников в Артену, Artena. The lane near Palazzo Borghese, where Mercutio, Bevolio and the guys went after the ball и вдруг её осенило понимание того, что это и есть тот самый искомый городок. Чинция нашла старинную улочку и те большие камни, по которым, в фильме, Ромео перелезал через стену в сад Капулетти. Она также определила, что сад и балкон находятся на территории Палаццо Боргезе, куда вход запрещён. Вид этого некогда величественного имения говорил об упадке и заброшенности. Прогуливаясь по безлюдным в это время дня городским улочкам, Чинция и Романо  встретили только священника, который готовил церковь к мессе. Они обратились к нему с вопросом о состоянии дворца. Оказалось, что пожилой падре помнит времена, когда здесь снимался фильм "Ромео и Джульетта". Он рассказал, что съёмки проходили во дворце, где тогда ещё жил старый князь, и продолжались несколько ночей подряд. Плачевное состояние дворца и объясняется тем, что в течение долгого времени не был решён вопрос о наследстве, и восстановлением дома и сада никто не занимался. Нынешний владелец имения живёт пока в небольшом доме рядом с дворцом, т.к. основное дворцовое здание требует серьёзной реставрации. Пройдя вдоль стены, окружающей Палаццо Боргезе, Чинция узнала также крыльцо с длинной каменной лестницей, значительно пострадавшей от времени и непогоды, где, в фильме, Джульетта нетерпеливо поджидала кормилицу с вестями от Ромео.

Продолжив весной 2003 года наше «паломничество» по местам фильма, мы имели счастье побывать а Артене вместе с Чинцией и Романо. Был тёплый майский день. Мы вышли из машины на подъезде к городу, чтобы полюбоваться открывшимся видом. Крошечный городок буквально лепится к горе, цепляясь за узкие террасы и уступы.

 

The view of ArtenaНебольшая справка о городе Артена для тех, кому интересно. Этот городок находится в 40 километрах южнее Рима.  Как рассказал нам Романо, первое поселение здесь было основано народностью Volsci, задолго до римского правления. В 404 г. до н.э. оно было разрушено римлянами. В средние века Артена стала чем-то вроде разбойничьей крепости, и до сих пор её называют в народе «город разбойников». В 16 веке Артена стала собственностью рода Боргезе. Кардинал Сципионе из этого рода построил здесь Палаццо Боргезе, а также одноимённую Виллу в Риме. Влияние Боргезе в Артене длилось вплоть до 20 века.

 

Paolo V Borghese (1618) , Rome, Borghese gallery

Scipione Borghese (1632), Rome, Borghese Gallery

 

Дворец Боргезе - самое значительное сооружение в городе. Поднявшись к его подножию, мы попытались разглядеть что-нибудь с улицы, но мешала пышная листва запущенного сада. Ещё раньше Чинция предупредила меня: «Боюсь, ты будешь разочарована», подразумевая обветшалую наружность здания. Но о каком разочаровании могла идти речь, когда любой камень в этом месте был полон для меня особого значения. Мне вспомнилась та восторженная школьница, какою я была когда-то и чью запредельную мечту осуществляла теперь с помощью феи-Чинции. Огорчало одно, что нельзя пройти на территорию дворца и постоять на месте съёмок. Мы с Чинцией чувствовали себя словно лиса из басни, бегая вокруг стены и вытягивая шеи. И тогда Романо, побуждаемый неоценимым благородным порывом, позвонил хозяевам от входной калитки. Пока у нас замирало сердце, Романо вступил в переговоры с кем-то внутри дома и попросил впустить пламенных поклонников фильма Дзеффирелли, которые приехали сюда издалека специально, чтобы посетить это легендарное место. Нас пригласили войти. Навстречу нам вышел Валерио Боргезе, 35-летний хозяин дворца, светловолосый и светлоглазый. Он выразил некоторое удивление нашим визитом, т.к. прежде никто не разыскивал здесь так настойчиво места фильма "Ромео и Джульетта". Мы прошли вслед за ним к жилым помещениям. У входа в дом Валерио укреплён двуглавый российский орёл. В былые времена этот символ находился на воротах Виллы Абамелек – российского представительства в Риме, после известных событий 1917 года в России «орёл» был демонтирован, и русская бабушка Валерио подобрала его и поместила в своём владении. Супруга Валерио Елена тоже оказалась русской. Несмотря на заботы о двух славных малышах Татьяне и Андрее, она оказала нам своё гостеприимство и предложила выпить кофе. Мы немного побеседовали. В тоже самое время Чинция и Романо оживлённо разговаривали с Валерио. Позже они рассказали нам его историю.

 

Дедушка молодого Валерио был вторым сыном Дона Флавио Боргезе, князя Sulmona и других городов в Лацио, и звался Дон Джунио Валерио Боргезе (Рим 1906 – Cadiz, Испания 26.7.1974). В 1931 году он женился во Флоренции, где семья его жены нашла убежище после революции в России и завела небольшую торговлю антиквариатом, на графине Дарии Олсуфьевой (Daria Olsuffiev) - дочери графа Василия Алексеевича Олсуфьева и графини Ольги Павловны Шуваловой (Москва 5.6.1908 - Рим 4.2.1963). Они произвели на свет четверых детей. Дон Андреа, последний, и есть отец молодого Валерио. Мальчиком он работал киноактёром в Италии под псевдонимом Andrea Scire (фамилия матери). Его самым известным фильмом является “Amici per la pelle” («Близкие друзья») режиссёра франко Росси. Дедушка молодого Валерио во время второй мировой войны был одним из самых известных генералов, очень смелым человеком, командиром десятой дивизии MAS (торпедных катеров.). После войны он был практически отправлен в изгнание и впал в бедность. Его дети были вынуждены эмигрировать за границу, чтобы начать новую жизнь. Андреа Боргезе перебрался в Австралию, где затем родился молодой Валерио. Получая образование в англосаксонской среде, Валерио изучал английскую литературу. Во время учёбы в вузе ему довелось впервые увидеть фильм Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», который обычно демонстрируют студентам английских и американских учебных заведений в рамках шекспировского курса. Тут он узнал Палаццо Боргезе, принадлежавший его семье, где он проводил свои каникулы. Когда пришло время разделить наследство между родными и двоюродными братьями, он предпочёл вступить во владение помещениями, где сейчас живёт со своей семьёй, которые обустроила его бабушка Дария, и той части дворца и сада, где снимался фильм Дзеффирелли. В ближайшие несколько лет Валерио намерен отреставрировать принадлежащую ему часть дворца и восстановить в прежнем блеске сад - бабушка его создала великолепный итальянский сад, который после её смерти пришёл в упадок (во время съёмок фильма он был таком состоянии) - и открывать его для проведения обрядов, банкетов, специальных посещений и других летних празднований. Валерио также намерен создать во дворце Коммуны Артены постоянную выставку афиш и фото из фильма Дзеффирелли и других фильмов, снятых в Артене.

 

Juliet at the balcony in the film of Zeffirelli

Artena. The place where Romeo climbed over the Capulet's wall thanks to the big stones in the corner

Artena. Romano imitates Romeo climbing up the wall from the stones

The view of the garden  of Palazzo Borghese in Artena

Artena. The walls of Palazzo Borghese beyond which the imaginary Juliet's garden was situated

Artena. Palazzo Borghese. Small porched terrace looks very like Juliet's movie-balcony

Romeo and Juliet at the balcony that was built especially for the film and then was removed

Romeo is climbing up the balcony of Juliet in the film

Vladimir and Romano are at the place where Romeo was standing under Juliet's balcony

Juliet is waiting for her nurse with Romeo's news. On the right - the steps in the garden of Palazzo Borghese

Olga and Cinzia are at the steps where the scene of Juliet and her nurse was shot. Artena,

Artena. The view of the garden and the long brick steps where the scene of Juliet and her nurse was shot

The place on the wall of Palazzo Borghese where Juliet's movie-balcony was constracted

 

Вслед за Валерио мы прошли к полуразрушенным каменным ступеням, поднимающимся к площадке крыльца, где в фильме происходила сцена Romano goes along the path where  Romeo ran after having jumped down Juliet's balcony. Artena нетерпеливого разговора Джульетты с няней. В ответ на наши тщетные попытки обнаружить знакомый по фильму балкон Валерио пояснил, что тот балкон был специально надстроен для съемок здесь рядом. Мы запечатлели на фото и видео часть стены с окном, где, по словам Валерио, находился кинобалкон Джульетты.  Впрочем, верхняя площадка крыльца, густо увитая зеленью глицинии, зрительно вполне заменяла балкон, и мы легко могли вообразить себе здесь Джульетту-Оливию и Ромео-Леонарда, замерших в тесном объятии любви. Мы сделали там несколько снимков. А чуть раньше мы увидели тропинку в зарослях деревьев, по которой, в фильме, бежал Ромео, спустившись с балкона Джульетты. Покидая этот «Сад Любви», я робко сорвала на память одну из одичавших светло-пурпурных роз. Цветок, “which we call a rose by any other name would smell as sweet.” Мы искренне благодарны Валерио и Елене, а также Чинции и отважному Романо за эту уникальную возможность свершить романтическую мечту нашей юности.

 

Возвращаясь под вечер в Рим, мы подъехали к дому Франко Дзеффирелли. Вилла Гранде находится неподалёку от древней Аппиевой Дороги, и мы хотели только посмотреть, где живёт наш дорогой Маэстро. Стоя у ворот, мы тянули время, the postbox of Franco Zeffirelli in Villa Grande чтобы подольше остаться здесь, и не знали как поступить. И тогда наш благородный рыцарь Романо снова позвонил и обратился к обитателям дома с просьбой позволить войти русским поклонникам режиссёра, чтобы увидеть вблизи хотя бы его сад и дом. (Романо однажды помогал Дзеффирелли в общении с Сергеем Бондарчуком, переводя с русского).  Нас впустили. Нужно ли объяснять, что мы могли чувствовать, рассматривая почтовый ящик с фамилией нашего кумира! Мы смогли подойти к дому и поговорить с вышедшим нам навстречу человеком. Романо стал что-то рассказывать ему, а мы сделали несколько снимков около дома. Сам Дзеффирелли в то время отсутствовал, не было и его секретаря. Нам предложили прийти на следующий день, но мы не решились... Во всяком случае, мы увидели во дворе виллы тех самых румынских собак, которых режиссёр привёз сюда по окончании съёмок в Бухаресте и которые упоминались в статье Б. Петерса "Живая легенда - Маэстро Франко Дзеффирелли".

 

Cinzia and Olga before Villa of Zeffirelli in Rome

 Villa Grande - the house of  Franco Zeffirelli in Rome

 

Своими впечатлениями об Артене мы поделились с Надин и Роберто, снова навестив  их очаровательный сельский дом "Farm-house Le Tassinaie" в Умбрии. У нас была счастливая возможность провести ночь в в башенке Torretta, в одной из романтичнейших спален мира, кровать которой увенчана фреской с изображением свидания Ромео и Джульетты на балконе. Эта и две другие картины, изображающие Джульетту-Оливию и Ромео-Леонарда, - оригинальные работы художника Серджио Джакопелли. 

 

La Torreta (Little Tower) in the estate of Nadine and Roberto . Le Tassinaie. Umbria. Italy

The bedroom in Torreta with the grawings of Romeo and Juliet by Sergio Jacopelli

The first floor of Torreta. Cinzia and Olga under the painting of Olivia

 

В апреле 2003 года Надя и Роберто повенчались под сводами стариной церкви в Тускании, где снималась сцены венчания героев фильма Дзеффирелли.

 

Roberto and Nadine on their wedding day, 2003

 

 

 

ЭПИЛОГ

 

ВЕРОНА И КЛУБ ДЖУЛЬЕТТЫ

 

В конце нашего путешествия мы отправились в нашу любимую Верону. Реальная Верона не стала визуальным фоном для фильма Дзеффирелли, но её городская натура всегда будет служить фоном для самой легенды о двух влюблённых. В этом не трудно убедиться, повидав Дом, статую и Гробницу Джульетты или пройдясь мимо Дома Ромео. Наконец, Верона – это просто красивый город. Владимир и я бывали в Вероне неоднократно. Чинция и Романо много раз навещали там своих близких друзей. Но это был первый раз, когда мы поехали в Верону все вместе. 

 

entrance ticket for the Shakespearian exhibition in Ferrara Отправившись утром из Рима в северном направлении, мы пробыли в дороге целый день.  По пути нам удалось заехать в родовое гнездо князей Д'Эсте и Чинции – город Феррару, чтобы посетить художественную выставку «Шекспир в искусстве». Экспозиция в залах Палаццо Диаманти представляла романтические полотна знаменитых художников: Тёрнера, Фюсли, Лейтона, Айеца и других, вдохновлённые сюжетами шекспировских произведений.  С большим интересом мы осмотрели всю экспозицию, но, конечно, наше внимание было приковано прежде всего к картинам, посвящённым Ромео и Джульетте. Любопытно было увидеть версию знаменитой картины Франческо Айеца "Прощание Ромео и Джульетты" и  полотно Дж. М. Вильяма Тёрнера "Грот королевы Мэб". Но особенно нас впечатлило произведение Фредерика Лейтона «Примирение Монтекки и Капулетти».

 

Вечером мы прибыли в Верону. А на следующий день нас ждали в Клубе Джульетты. Глава клуба Джулио Тамассиа, Джованна, Елена и остальные друзья тепло нас приветствовали и наконец-то встретились с организаторами итальянского Шекспировского Общества - Чинцией и Романо. После обмена новостями веронцы передали нам для ответа письма на русском языке. А Романо занялся переводом посланий, пришедших в Верону из Китая. Мы также имели возможность познакомиться с Солимано Понтаролло, темпераментным актёром и другом Чинции и Романо, непревзойдённым  исполнителем роли Ромео во время веронских празднований. Затем мы вместе с Чинцией поспешили на Виа Каппелло, чтобы увидеть дорогие нашему сердцу атрибуты фильма Дзеффирелли, которые с осени 2002 года обосновались там в музее "Дом Джульетты".

 

Verona. Romano, Olga and Cinzia at the bridge called Ponte Pietro in Italian Juliet Club in Verona. Cinzia, Romano and Olga with Giulio Tamassia, the head of the club Verona. in Juliet Club.

 

 

 

 

КОСТЮМЫ

 

Во время нашего предыдущего путешествия Чинция сказала нам, что костюмы главных героев фильма Дзеффирелли находятся в собрании Галереи Костюмов Палаццо Питти, в прекрасной Флоренции. Однажды ей самой посчастливилось их там видеть, и созерцание вблизи дизайнерского шедевра Данило Донати произвело на неё неизгладимое впечатление. Речь идёт о знаменитых «бальных» и «венчальных» уборах Ромео и Джульетты. Приехав тогда во Флоренцию, мы не могли не зайти вместе с Чинцией в Палаццо Питти. К нашему огорчению, в те дни костюмы из фильма не экспонировались, по причине проведения некой тематической выставки. Утерев горькие слёзы, мы пошли услаждать свой взор шедеврами живописи в другие отделы музея Палаццо Питти. В ноябре того же года Чинция сообщила нам о выставке работ Данило Донати, которая тогда проходила в Риме. Конечно, там были и костюмы из фильма "Ромео и Джульетта". Чинция и Романо имели возможность посетить эту редкостную экспозицию, а мы в далёкой Москве искренне радовались за них. И вот теперь мы "настигли" не только костюмы, но и легендарное брачное ложе героев фильма! Как известно, Верона является одним из любимых городов Франко Дзеффирелли. В год юбилея Маэстро жители родного города Ромео и Джульетты воздали особую дань уважения знаменитой киноверсии 1968 года. В музей "Дом Джульетты" переданы на вечное хранение знаменитая деревянная кровать по дизайну Ренцо Монджардино и два костюма главных героев фильма, а также шесть эскизов, сделанных рукой Дзеффирелли. Я не знаю, что подумала о нас женщина-смотритель комнаты с экспонатами фильма, потому что мы пробыли там очень долго, уходили и возвращались, фотографировали. Разве мы могли вообразить себе нечто подобное во времена нашей школьной юности, когда захватывало дух при первых звуках мелодии Нино Рота, раздававшихся в тёмном кинозале! Знаменитая кровать размещена в средневековом интерьере, похожем на спальню Джульетты. Перед ней установлена табличка с кадром из фильма. В двух стеклянных витринах расположены костюмы Ромео (из сцены венчания) и Джульетты (из сцены в саду с няней). Напоследок мы с Чинцией вышли на балкон, который в отличие от кино-балкона в Артене всё ещё существует. Перед тем, как покинуть милую Верону мы по традиции навестили Гробницу Джульетты и положили в неё белые лилии.

 

Romano at Danilo Donati exposition in Rome, between  Juliet's costumes of ball and death scenes

Danilo Donati exposition in Rome. Romeo's and Juliet's ball costumes

Danilo Donati exhibition in Rome

~ * ~ * ~ * ~

Juliet's House - museum in Verona. Cinzia and Olga among the props from Feffirell's film - the bed of Romeo and Juliet

Vladimir and Olga near the bed and costumes from the film of Zeffirelli. Juliet's House museum in Verona

The wedding costume of Romeo from Zrffirellli's film. Juliet's House museum in Verona

Juliet's dress from the scene with the nurse in Zeffirelli's film. Juliet's House museum. Verona

Juliet and Romeo near the bed in the film

The bed from the film of Zeffirelli. Juliet's House museum in Verona.

Juliet taking the potion on her bed

the porched terrace of Palazzo Borghese n Artena used instead of the movie-balcony

Juliet - Olivia at the bacony constracted for the film. Palazzo Borghese. Artena

The porched terrace of Palazzo Borghese in Artena seems to be the movie-balcony

Olga and Cinzia at Juliet's Balcony in Verona

Verona. Cinzia and Olga beside the statue of Juliet in the courtyard of Juliet's House

Our traditional lilies for Romeo and Juliet.. Vladimir in Juliet's Tomb in Verona

 

 

 

 

Долгожданная встреча авторов сайта "Ромео и Джульетта" с Франко Дзеффирелли

 на его выставке в Москве в 2004 году. Нам представилась счастливая возможность

 преподнести Маэстро наши материалы и рассказать

 о путешествии длиною в жизнь по следам его фильма.

 

Mille Grazie Caro Maestro!

 

with Franco Zeffirelli at the exhibition in Moscow, 2004

Olga presenting the magazine with the story to Franco Zeffirelli

 

 

 

 Текст и иллюстрации - Ольга Николаева  

 

 Text and images - Olga Nikolaeva - www.romeo-juliet-club.ru

 Photographs - Olga Nikolaeva, Vladimir Nikolaev, Cinzia Storari, Romano Vatteroni and Nadine Buhler.

Romeo and Juliet pictures - collections of Cinzia Storari and Olga Nikolaeva.

Photos of Franco Zeffirelli belong to Olga and Vladimir Nikolaevi

 Фотографии Дзеффирелли принадлежат Ольге и Владимиру Николаевым

Рассказ опубликован в журнале Cara Giulietta... N.26, Verona, Italia

и передан режиссёру.

 

Франко Дзеффирелли  и Ольга Николаева , создатель сайта Ромео и Джульетта www.romeo-juliet-club.ru     Москва  2004

 

With Dear Maestro in Moscow, 2004

 

 

 

НАЧАЛО    О НАС    КЛУБ ДЖУЛЬЕТТЫ    НОВОСТИ    ВЕРОНА   СЮЖЕТ    ИСТОРИЯ  ШЕКСПИР  ТЕАТР    КИНО    ДЗЕФФИРЕЛЛИ*68    МУЗЫКА    ИСКУССТВО   КОСТЮМ    КУЛЬТУРА    МАНТУЯ   ДОМ   КАПУЛЕТТИ   КУРЬЁЗЫ    ССЫЛКИ    ПЛАН

 Обращение к пользователям: 

Сайт "Ромео и Джульетта" (включающий также наш МУЗЕЙ ЛЮБВИ ) представляет авторский проект-исследование "история и легенда шекспировского сюжета", являющийся результатом многолетнего тематического поиска, а также дружеского взаимодействия создателей сайта с коллегами из итальянских клубов. Он был опубликован в Сети в марте 2000 года. За время своего существования данный уникальный проект стал основным источником информации для создателей многих других Сетевых и печатных изданий родственной тематики. Замечено также немалое число случаев недобросовестного использования наших материалов. Поэтому мы просим пользователей учитывать факт первичности содержания данного сайта "Ромео и Джульетта" и обязательно ссылаться на него, даже в том случае, когда они применяют материалы других сайтов, совпадающие с нашими либо явно построенные на них и игнорирующие права на интеллектуальную собственность. О принципах информационного сотрудничества с нами можно узнать на странице "Обращение к пользователям".

Материалы данного сайта "Ромео и Джульетта"нельзя

воспроизводить где-либо без разрешения его создателей.

При их упоминании ссылка на этот сайт обязательна.

 

Все материалы представлены здесь исключительно с целью ознакомления.

All the materials are published here for informational purposes only.

 

 © 2000-2017. Ольга и Владимир Николаевы. Все права защищены.

© 2000-2017. Olga & Vladimir Nikolaevy. All rights reserved.