История экранизации трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" 1936 года . Режиссёр Джордж Кьюкор

 Приветствуем Вас на тематическом сайте "Ромео и Джульетта" - разделы / sections - Romeo and Juliet 

Ромео и Джульетта - фильм Джорджа Кьюкора, 1936

George Cukor's Romeo and Juliet

 

 

 Использование материалов сайта www.romeo-juliet-club.ru возможно только 

 с разрешения автора, официального представителя Клуба Джульетты в России. 

 

Эта чёрно-белая лента по праву считается одной из легендарных

 интерпретаций шекспировского сюжета в кинематографе.

    Режиссёр  -  История создания  -  Сценография. Костюмы  Композитор

  Актёры  В реальной Вероне  О фильме

В 1930-х годах в Голливуде сложился ориентир на дорогую и пышную кинопродукцию. Вышедший в 1936 году фильм Джорджа Кьюкора стал первой звуковой экранизацией трагедии, отвечавшей подобным требованиям. Генеральным продюсером картины, сделанной на студии Metro-Goldwyn-Mayer, был Ирвинг Тальберг.

Музыкальное вступление к фильму -    - INTRODUCTION to Cukor's "Romeo and Juliet". Music by Herbert Stothart (2.6 Мб)

 В 1934 году в Италии побывала знаменитая пара из театрального мира Америки - актриса Кэтрин Корнелл, "Первая леди американского театра", и её супруг, успешный режиссёр и директор, Гатри МакКлинтик. Поставив в своей стране спектакль "Ромео и Джульетта", они посетили в Вероне места, связанные с историей знаменитых влюблённых. Их интерес к итальянской родине шекспировских героев, по-видимому, вдохновил идею создания экранизации трагедии в декорациях, воспроизводящих виды старинной Вероны... - Подробнее о постановке.

Режиссёр фильма

Джордж Дьюи Кьюкор (иногда переводят как Джордж Цукор) / George Dewey Cukor - американский режиссер, родился 7 июля 1899 года в г. Нью-Йорке в еврейской семье, эмигрировавшей в Америку из Венгрии. В двадцатилетнем возрасте Джордж поступил в один из чикагских театров. Он был помощником режиссёра в известном британском мюзикле The Better 'Ole и немного играл во время гастролей этой продукции. Позже он стал режиссёром в театре Лицеум (Lyceum Players), через некоторое время  с успехом занялся режиссёрской деятельностью Бродвее, а затем перебрался в Голливуд. В кино Кьюкор пришёл в 1929 году. Фильм "Река любви" (River of Romance) был первым, в котором он принял участие, работая с речью актёров. В следующем фильме "На западном фронте без перемен" (All Quiet on the Western Front) он проводил кинопробы и был задействован в качестве режиссёра диалогов, а в 1930 году стал вторым режиссёром таких кинолент, как "Ворчун" (Grumpy), "Добродетельный грех" (Virtuous Sin), "Бродвейская королевская семья" (The Royal Family of Broadway). И только в 1931 году Кьюкор поставил свой первый фильм "Опороченная" (Tarnished Lady). В 30-е годы прошлого века Джордж Кьюкор поставил фильмы различных жанров, но популярность к нему пришла благодаря экранизациям произведений классической и современной литературы: "Дэвид Копперфилд" (David Copperfield, 1935, продюсер Дэвид Селзник / David O. Selznick), "Ромео и Джульетта" (Romeo and Juliet, 1936), "Дама с камелиями" (Camille, 1936). В этих фильмах режиссёр стремился передать богатство литературного первоисточника, по возможности сохранить язык и стиль автора того или иного произведения. Фильмы Кьюкора тонко раскрывали психологию героев, передавали сложные нюансы человеческих чувств. Актёрский состав его картин был разнообразен. С одной стороны он приглашал в свои проекты уже известных на то время артистов (Дж. Бэрримор, Л. Хауард, В. С. Филдс, Г. Гарбо и др.), а с другой - смело выдвигал молодых актёров и актрис. Так, к примеру, у Кьюкора сыграла свою первую роль Кэтрин Хепбёрн / Katharine Hepburn ("Билль о разводе" / A Bill of Devorcement,1932), в будущем - четырёхкратная обладательница премии "Оскар", и свою последнюю роль - великая Грета Гарбо / Greta Garbo ("Двуликая женщина", Two-Faced Woman, 1941). Следует заметить, что в фильмах Джорджа Кьюкора особенно великолепно играли актрисы, им режиссёр отдавал на съёмочной площадке всё свое внимание, со временем его стали называть "женским режиссёром", хотя он имел нетрадиционную ориентацию. Лучшими работами Кьюкора в кино стали фильмы "Звезда родилась" (A Star Is Born, , "Дикий ветер" (Wild Is the Wind, 1957) - в этом фильме играла Анна Маньяни / Anna Magnani. Особое место в его творчестве занимает экранизация знаменитой музыкальной комедии "Моя прекрасная леди" (My Fair Lady, 1964), с Одри Хепбёрн и Рексом Харрисоном (Audrey Hepburn, "Rex" Harrison) в главных ролях, снятая в лучших традициях американского мюзикла. За этот фильм Джордж Кьюкор получил премию "Оскар" в номинации "лучшая режиссёрская работа". Последняя его работа в кино - "Богатые и знаменитые" (Rich and Famous, 1981). Джордж Кьюкор обладатель премий: "Золотой глобус" ("Моя прекрасная леди" - 1965), "Эмми" ("Любовь среди руин" /  Love Among the Ruins - 1975); приза за карьерные достижения (Directors Guild of America, USA - 1981) и премии "Золотой лев" (1982).

24 января 1983 года Джордж Кьюкор умер в результате инфаркта миокарда, похоронен  на кладбище города Глендейла в Калифорнии. На Аллее Славы в Голливуде он имеет свою Звезду. В 2000 году в рамках сериала "Американские Мастера" (American Masters, PBS) режиссёром Робертом Трахтенбергом (Robert Trachtenberg) был сделан всеобъемлющий документальный фильм о жизни и деятельности Кьюкора под названием "On Cukor".

История создания фильма Кьюкора "Ромео и Джульетта"

В 1934 году в итальянской Вероне побывала знаменитая пара из театрального мира Америки - актриса Кэтрин Корнелл (Katharine Cornell, 1898-1974), "Первая леди американского театра", и её супруг, успешный режиссёр и директор, Гатри МакКлинтик (Guthrie McClintic,1893-1961). Они посетили места, связанные с историей знаменитых влюблённых, поставив у себя на родине спектакль "Ромео и Джульетта". Эта постановка впервые была показана в городе Буффало (штат Нью-Йорк), затем было дано ещё 77 представлений во время семимесячного турне по стране. Джульетту в этом спектакле играла Кэтрин Корнелл, а Ромео - Бэзил Рэтбоун. Роль Тибальта исполнял Орсон Уэллс (Orson Welles, 1915-1985) и он же произносил слова "Хора". Бродвейский сценограф Джо Мельзинер ("Jo", Joseph Mielziner, 1901-1976) создал декорации, танцами руководила Марта Грэм (Martha Graham, 1894-1991), музыку к спектаклю написал композитор Пол Нордофф (Paul Nordoff, 1909-1977). В середине января 1935 года обновлённая постановка была представлена в Нью-Йорке на сцене театра Мартина Бэка (Martin Beck Theatre). Кэтрин Корнелл и Бэзил Рэтбоун по-прежнему были заняты в ролях Джульетты и Ромео, а Орсон Уэллс теперь играл Меркуцио вместо Тибальта. МакКлинтик хотел придать действию больше радости, жаркого солнца, пространства, чтобы грядущие в сюжете горестные события не омрачали его с самого начала. В заданной атмосфере действия Корнелл исполняла свою роль живо и с большим чувством, а не просто демонстрировала поэтику шекспировского ямба. Спектакли "Ромео и Джульетта" проходили в Нью-Йорке до конца февраля 1935 года.

Энтузиазм Корнелл и МакКлинтика, их интерес к итальянской родине шекспировских героев, по-видимому, вдохновил идею создания экранизации трагедии в декорациях, воспроизводящих виды старинной Вероны. К этому моменту подоспел проект голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) с бюджетом 2 млн. долларов. Съёмочная группа фильма направилась в Верону, чтобы сделать на местах фотоснимки и наброски и затем использовать их в работе над декорациями в студийных павильонах. За три месяца пребывания в Италии было сделано 3 тысячи фотографий исторических площадей, зданий, балконов, картин и фресок.

В результате главная городская площадь в фильме стала похожей на площадь перед древним веронским собором Сан Дзено. Декорации в целом занимали площадь равную двум гектарам. Что касается сценария, то первоначально за его разработку хотел взяться драматург Торнтон Уайлдер (Thornton Wilder, 1897-1975), который думал представить диалоги героев в современной адаптации. В конце концов, сценарий на основе пьесы Шекспира написал Талбот Дженнингс (Talbot Jennings, 1894-1985), и по поводу того, как лучше передать языком кино шекспировский оригинал, он консультировался с профессором Корнелльского университета Уильямом Странком мл. (William Strunk, Jr. 1869-11946). Отдельные части текста пьесы были опущены или заменены повествовательным действием, как это нередко бывает в экранизациях.

Знаменитая сцена "на балконе" переснималась три раза, по настоянию Тальберга (постоянно наблюдавшего за процессом работы), крупным, средним и удалённым планом, с охватом декораций павильона. Во время съёмок прощания героев на рассвете Тальберг настаивал, чтобы эта сцена была исполнена романтично, и Ромео и Джульетта расставались бы не мрачно, как представлял Кьюкор, а нежно и с улыбкой.

Любопытно, что одна из наиболее важных и сложных сцен, в которой Джульетта произносит монолог, готовясь выпить снотворное зелье, была благополучно исполнена Нормой Ширер с первого дубля, в отсутствии Тальберга, работавшего в этот день с другим сценарием.

Постановкой танцев для бальной сцены занималась молодой хореограф Аньес ДеМилле (Agnes DeMille, 1905-1993).

Фильм снимал оператор Уильям Х. Дэниелс (William H. Daniels,1901-1970). Съёмки продолжались шесть месяцев и завершились в мае 1936 года. В августе фильм появился на киноэкране.

Сценография. Костюмы

Художественное оформление картины было осуществлено под руководством знаменитого Седрика Гиббонса (Austin Sedric Gibbons, 1893-1960), автора дизайна статуэтки "Оскар" и декораций ко многим известным фильмам. Его сценография в духе ар-деко сообщала продукции MGM ярко выраженный фирменный стиль. Участие в проекте "Ромео и Джульетта" принесло Гиббонсу оскаровскую номинацию "за лучшую работу художника-постановщика" (он имеет на своём счету 11 таких наград). Гиббонс родился в Дублине (Ирландия), затем его семья переехала в Америку. Его путь к звёздным вершинам начинался с обучения в колледже Art Students League of New York (Нью-Йоркская Лига студентов, изучающих искусство), по окончании которого он некоторое время работал вместе со своим отцом-архитектором, а потом на Edison Studios (1915-1918 гг.). В дальнейшем Гиббонс работал на студии MGM, где в 1924 году занял пост арт-директора и не покидал его в течение 32-х лет, оформив внушительный ряд продукции MGM и выступив режиссёром фильма Tarzan and His Mate (Тарзан и его подруга, 1934). Имя Седрика Гиббонса как главного сценографа фигурирует в титрах полутора тысяч фильмов, т.к. с самого начала в его контракте со студией был зафиксирован пункт, в соответствии с которым каждая выходящая в прокат лента обязана была сопровождаться указанием имени директора художественного отдела независимо от того, принимал ли он непосредственное участие в оформлении данного фильма или нет.

Костюмы для этой экранизации "Ромео и Джульетты" создавали английский художник-дизайнер Оливер Мессел (Oliver Messel, 1904-1978) и американский дизайнер моды Гилберт Адриан (Gilbert Adrian, 1903-1959), который, как правило, представлен в сопроводительных титрах фильмов как: "Gowns by Adrian" / "Костюмы от Адриана" (он создал костюмы к 250-ти кинопостановкам).

Оливер Мессел был известен своим мастерством в создании стилизованных костюмов. Обладая знанием тканей и покроев, исследовательским подходом к работе и творческой изобретательностью, он создавал декорации и костюмы для балета, драмы, кино, оперных постановок и ревю, а также занимался оформлением интерьеров и текстильным дизайном. На протяжении своей карьеры Мессел оформил 9 фильмов, получив номинацию на премию "Оскар" за "лучшую работу художника" в фильме "Внезапно, прошлым летом" (Suddenly, Last Summer, 1959) Джозефа Лео Манкевича / Joseph Leo Mankiewicz. Создание костюмов для фильма "Ромео и Джульетта" было поручено Месселу после того, как Кьюкор увидел его работу в поставленной Максом Рейнхардтом / Max Reinhardt пьесе-пантомиме Карла Волльмёллера "Чудо" на средневековый сюжет (The Miracle, Karl Vollmoeller, Lyceum Theatre, 1932), и костюмы в стиле 18-го века для актрисы Мерл Оберон / Merle Oberon в фильме Александра Корды / Alexander Korda "Алый первоцвет", где играл также Лесли Хауард. Кьюкор организовал показ фильмов "Алый первоцвет" (The Scarlet Pimpernel, 1934) и "Частная жизнь Дон Жуана" (The Private Life of Don Juan, 1934) для Тальберга и Ширер, чтобы обратить их внимание на художественный талант Мессела.

На стадии разработки визуальных образов фильма Оливер Мессел, который также являлся декоратором интерьеров, отправился в Италию вместе со съёмочной группой, где вблизи изучал шедевры мастеров Возрождения: Ботичелли, Беллини, Карпаччо, Гирландайо и Пьеро делла Франческа. Персонажи картины Беноццо Гоццоли "Шествие волхвов" (Benozzo Gozzoli. Procession of the Magi,1459-62) подсказали ему фасоны костюмов Эскала и его свиты. А платье Джульетты в день венчания было создано по мотивам картины Микеле да Верона "Обручение" (The Betrothal. Michele da Verona / Michele di Zenone, b.1470).

В целом Мессел провёл большое исследовательскую работу для фильма, в архивах сохранились сотни его фотографий и эскизов, многогранно отображающих итальянский художественный образ. Вернувшись в Голливуд, Мессел обнаружил, что все костюмы уже разработаны главным дизайнером MGM Гилбертом Адрианом, и ему пришлось призвать на помощь своё обаяние, чтобы как-то осуществить свои идеи. Кьюкору итальянские идеи Мессела нравились, но в то время он не обладал достаточным влиянием, чтобы иметь смелость противопоставить их желаниям арт-руководства студии. Годы спустя он говорил, что фильм "Ромео и Джульетта" является тем пунктом в его режиссёрской карьере, к которому он хотел бы вернуться.

Для фильма было создано 1200 костюмов, над которыми в течение 2-х месяцев трудились 500 человек.

Во время своего пребывания в Голливуде Мессел нашёл в Лос-Анджелесе магазин, в котором можно было купить всевозможные виды тканей. Он приобрёл большое количество подходящей гладкой материи, которую затем разрисовывали вручную и использовали для пошива костюмов в студийных мастерских. В Лос-Анджелесе и Нью-Йорке было запущено несколько станков, чтобы соткать специальное трико. В общей сложности на пошив костюмов статистов, изображающих толпу горожан, солдат и знати, пошло16 тыс. метров хлопка, шёлка, атласа, бархата и шерсти. Один из плащей Ромео потребовал 8 метров привезённой из Венеции ткани от Фортуни (Mariano Fortuny, 1871-1949, модельер, создатель изысканных тканей).

Для создания костюмов главной героини фильма было использовано 90 метров разного рода шёлковых, атласных и других материй, которые были отделаны ручной вышивкой и бисером, имитирующими старинные узоры. В этих роскошных нарядах Норма Ширер предстаёт на экране и на рекламных фото. Изящные шапочки Джульетты особенно понравились публике, и после выхода фильма такие модели головных уборов стали модным хитом.

В декоративном убранстве сценических интерьеров присутствуют многие характерные черты дизайна Мессела, которые использовались им в дальнейшем на протяжении всей его карьеры. Например, такие романтические мотивы, как цветочные гирлянды, которыми украшены залы дворца и крипта, соседствуют в фильме с объёмными геометрическими формами, разработанными Гиббонсом. Отсутствие согласованности идей и подходов у оформителей картины сказалось на её противоречивом визуальном эффекте.

Композитор фильма

Музыку к фильму Кьюкора "Ромео и Джульетта" написал американский композитор, аранжировщик, автор песен, дирижёр и лауреат премии "Оскар" Герберт Стотхарт (Herbert Stothart, 1885-1949).

Герберт Стотхарт (другие варианты написания имени: Херберт Штотхарт, Штотгарт, Стотарт) родился 11 сентября 1885 года в городе Милуоки, штат Висконсин, изучал музыку в Европе и американском университете Висконсин-Мэдисон (The University of Wisconsin-Madison). На одарённого композитора обратил внимание продюсер Артур Хаммерстайн (Arthur Hammerstein, 1872-1955), он пригласил Герберта на должность художественного руководителя гастролей бродвейских шоу. В 1924 году Стотхарт уже работал над музыкой к известной в то время оперетте "Роз-Мари" (Rose-Marie). Позже он присоединился к известным авторам мюзиклов Винсенту Юмансу (Vincent Millie Youmans, 1898-1946), Джорджу Гершвину (George Gershwin, 1898-1937), Францу Легару (Franz Lehár, 1870-1948). В 1929-м Стотхарт подписал контракт с Луисом Бартом Майером (Louis B. Mayer, 1884-1957) кинопродюсером, руководителем и одним из основателей Metro-Goldwyn-Mayer и Американской Академии кинематографических искусств и наук, организующей ежегодное вручение кинопремии "Оскар". С тех пор Герберт Стотхарт сам был не раз номинирован на премию "Оскар", став один раз лауреатом в девяти номинациях за лучший саундтрек к фильму Виктора Флеминга "Волшебник страны Оз" (Victor Fleming, The Wizard of Oz, 1939) . Кроме музыки к фильмам, Стотхард писал музыку к песням. Нам он известен, прежде всего, песней I Wanna Be Loved By You в исполнении Мэрилин Монро / Marilyn Monroe из фильма "В джазе только девушки" (Some Like It Hot, 1959). Композитор скончался 1 февраля 1949 года в возрасте 63 лет и был похоронен на мемориальном кладбище Форест-Лоун в Глендейле (Forest Lawn Memorial Park, Glendale), в северном пригороде Лос-Анджелеса (Калифорния).

В дополнение к оригинальному музыкальному тексту в саундтрек фильма была введена тема любви из увертюры-фантазии П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта", которая звучит в сцене ночного романтического свидания героев.

Фильм включает в себя также две песни, взятые из других пьес Шекспира: "Come Away Death" (Прочь, смерть) из "Двенадцатой ночи" и "Honour, Riches, Marriage, Blessing" (Честь, богатство, брак, благословенье) из "Бури".

Первая встреча Ромео и Джульетты на празднике во дворце Капулетти сопровождается красивой мелодией бального танца.

Тема Джульетты  (танец). Герберт Стотхарт -     - JULIET'S THEME (dance). Herbert Stothart (0.9 Мб)

Актёры фильма

Нельзя сказать, чтобы Кьюкор был полностью удовлетворён выбором актёров на ведущие роли фильма, предполагая, что им непросто будет достоверно передать юную пылкость Ромео и Джульетты. Несмотря на то, что возраст исполнителей абсолютно не соответствовал возрасту главных героев трагедии, фильм имел успех и даже был номинирован на премию "Оскар" в следующих категориях: "лучший фильм" (Ирвинг Тальберг), "Лучшая сценография" (Седрик Гиббонс), "лучшая актриса" (Норма Ширер) и "лучший актёр второго плана" (Бэзил Рэтбоун). 44-летний Бэзил Рэтбоун (Basil Rathbone, 1892-1967) исполнил в фильме роль вспыльчивого Тибальта, немного позже он стал известен как Шерлок Холмс в сериале о легендарном сыщике.

Джульетта

Норма Ширер мечтала воплотить кинообраз Джульетты с 1929 года, когда она вместе с Джоном Гилбертом (John Gilbert, 1897-1936) предстала в сцене из "Ромео и Джульетты" в Голливудском Ревю (The Hollywood Revue of 1929, Charles Reisner). Получив такую возможность семь лет спустя, актриса весьма серьёзно подготовилась к своей роли под руководством преподавателя, который занимался с Джоном Бэрримором во время его царствования на нью-йоркской сцене. В период съёмок Норма Ширер обращалась к услугам английской театральной актрисы Констанс Колльер (Constance Collier, 1878-1955), репетировавшей с ней стихотворные реплики. Не имевшая в том достаточного мастерства Ширер очень волновалась, подходя к такого рода классической роли. Однако в целом она получила хорошие отзывы о своём исполнении.

Норма Ширер / Norma Shearer (настоящая фамилия Фишер / Fisher) - американская актриса, родилась 10 августа 1902 года (в некоторых источниках -1900 года) в Монреале,  в достаточно обеспеченной семье. Её мать, красивая элегантная дама видела свою дочь прославленной пианисткой, хотя сама Норма с детства грезила сценой. Правда, в то время увидеть в ней будущую актрису было бы очень сложно, так как девочка имела коренастую, немного полноватую фигуру, широкие плечи придавали ей мальчишеский вид, а небольшие глаза немного косили. Однако Норма не теряла решимости и верила, что в будущем станет великой актрисой. Её надежды сбылись, однако трудности в достижении этой цели ей пришлось пережить немалые (разорение кампании отца, умственная болезнь старшей сестры, переезд  в пригород, а затем после развода родителей - в дешёвый пансионат). В талант Нормы верил её дядя, при поддержке которого они с сестрой и матерью отправились в Нью-Йорк, заручившись рекомендациями одного из владельцев театральной труппы. Первая попытка попасть в шоу бродвейского импресарио Флоренца Зигфельда (Florenz Ziegfeld, 1869-1932) не увенчались успехом, Норма показалась ему слишком полной и неуклюжей девушкой. Будущая актриса не отчаялась и вскоре вошла в состав восьми молодых девушек из пятидесяти претенденток для участия в немом комедийном фильме "Хлопушка" (The Flapper, Alan Crosland,1920) компании Universal Pictures - она исполняла в нём эпизодическую роль школьницы. После состоявшегося дебюта, последовали её новые роли, в основном эпизодические, а во время съемок фильма Д. У. Гриффита "Водопад жизни" / "Путь на Восток" (Way Down East, David Wark Griffit, 1920), где она играла танцовщицу, актриса решила исправить свой недостаток - подкорректировать небольшую кривизну глаз, полагая, что это поможет ей в дальнейшей актёрской карьере. В этот же период положение в семье Ширер не улучшалось, постоянно не хватало денег,  поэтому Норма решила поступить в модельный бизнес. К удивлению её матери и самой Нормы девушку приняли, и её карьера модели стала довольно успешно развиваться. Первую, значимую кинороль Норма Ширер получила в 1921 году в фильме "Похитители" (The Stealers, Christy Cabbane), после чего её заметил Хал Рич, продюсер Голливуда, который искал новые лица и новые таланты. Он предложил ей выгодный контракт на студии Mayer Company.  После долгих материальных трудностей для Нормы Ширер это событие стало огромной удачей. В 1923 году Норма познакомилась со своим будущем мужем - Ирвингом Талбергом (Irving Thalberg, 1899-1936), в то время вице-президентом Metro-Goldwyn-Mayer. Эта встреча стала решающей в дальнейшей успешной карьере актрисы. Она стала сниматься в главных ролях в довольно успешных фильмах, создавая на экране тип эмансипированной, несколько развращенной женщины-"вамп". Со временем она приобрела шикарный особняк в Голливуде, где поселилась вместе с матерью; так сбылась её детская мечта - она стала звездой экрана, с гонораром в 5 тысяч долларов в неделю. Правда, этот статус ей приходилось постоянно отстаивать, ведь соперницами у неё были великие в будущем актрисы, такие как Грета Гарбо. Эра звукового кинематографа, нисколько не испугала Норму Ширер, ей не составило огромного труда "заговорить" в кино. Несмотря на то, что она имела небольшой канадский акцент, это только привносило некую пикантность в создаваемые ею образы. Первым звуковым фильмом актрисы стал "Суд над Мэри Дуган" (The Trial of Mary Dugan, Bayard Veiller, 1929), который сразу же покорил зрителей и долгое время не сходил с экранов. Один за другим последовали успешные фильмы с её участием. В одном из них ("Развод"/ "Разведенная", The Divorcee, Robert Z. Leonard, 1930) за главную роль Джерри Бернард Мартин Норма была удостоена премии "Оскар" как лучшая актриса 1930-го года. Фильмы "Вольная душа" (A Free Soul, Clarence Brown, 1931) и  "Странный перерыв" (Strange Interlude, Robert Z. Leonard, 1932) принесли ей огромный успех, она стала ведущей актрисой  Голливуда, "обогнав" таких звезд как Г. Гарбо и Д. Кроуфорд.  Её называли "королевой MGM". С большим успехом один за другим выходили в прокат фильмы с её участием: "Барреты с Уимполстрит" (The Barrets of Wimpole Street, Sidney Franklin, 1934), где она блестяще сыграла роль поэтессы Элизабет Баррет-Браунинг; "Ромео и Джульетта" (1936), роль Джульетты в котором Норма исполнила с большим мастерством и глубокой эмоциональностью несмотря на свой 35-летний возраст; в "Марии-Антуанетте" (Marie Antoinette, W. S. Van Dyke, 1938) Ширер прекрасно вошла в образ королевы Франции. За эти роли она снова номинировалась на премию "Оскар". В 1936 году Норма Ширер перенесла тяжелую утрату - через десять дней после Лос-Анджелесской премьеры фильма "Ромео и Джульетта" умер её муж и учитель Ирвинг Талберг, ему было 37 лет. После смерти мужа она всё же смогла отстоять свои позиции ведущей актрисы и даже снялась в нескольких удачных фильмах. Правда, были в её карьере и промахи, когда она отказывалась сниматься в успешных проектах ("Унесенные ветром"), однако соглашалась играть в малоизвестных - "Побег" (Escape, Mervyn LeRoy, 1940), "Её картонный любовник" (Her Cardboard Lover, George Cukor, 1942), "Мы танцевали" (We Were Dancing, Robert Z. Leonard, 1942) - которые не имели никакого успеха у зрителей и со временем провалились в прокате. После таких неудач Норма Ширер приняла решение покинуть кинематограф. Вскоре она вышла замуж за Мартина Эрруджа (Martin Arrougé), бывшего инструктора по лыжному спорту, и её дальнейшая жизнь проходила тихо. Правда, в 1962 году она снялась в телевизионном фильме "Святые и грешницы". Последние годы жизни актриса страдала болезнью Альцгеймера. 12 июня 1983 года в довольно преклонном возрасте актриса умерла, как и её первый муж, от пневмонии. Она погребена вместе с Ирвингом в мавзолее на мемориальном кладбище Форест-Лоун в Глендейле (Forest Lawn Memorial Park, Glendale), в северном пригороде Лос-Анджелеса (Калифорния). На Голливудской аллее славы Норме Ширер принадлежит своя Звезда.

Фильмы с ее участием: "Хлопушка" (1920),"Водопад жизни" / "Путь на Восток" (1920), "Бутлегеры" (1922), "Сноб" (1924), "Их собственное желание" (1929),  "Развод" / "Разведенная" (1930), "Вольная душа" (1931), "Нежная улыбка" (1932), "Странный перерыв" (1932), "Барреты с Уимпол-стрит" (1934), "Ромео и Джульетта" (1936), "Мария-Антуанетта" (1938), "Восторг идиота" (1939), "Женщины" (1939), "Побег" (1940), "Мы танцевали" (1942), "Её картонный любовник" (1942), "Святые и грешницы" (1962).

 

Норма Ширер в роли Джульетты покоряла обаянием женственности и чарующими модуляциями голоса, Лесли Хауард (Ромео) был ей под стать. Три года спустя он прославился как Эшли Уилкс в популярнейшем фильме "Унесённые ветром" (Gone with the Wind, 1939). Норма Ширер не раз была его спутницей по экранным ролям (драма "Вольная душа", мелодрама "Улыбка времени" - этот фильм был даже номинирован на премию "Оскар"). Возможно, был бы ещё один звёздный дуэт Лесли с Нормой - в фильме "Унесённые ветром", но актриса от роли Скарлетт отказалась (она с улыбкой комментировала свой отказ, говоря что ей ближе роль Ретта Батлера).

 

Ромео

Лесли Хауард / Leslie Howard (настоящая фамилия Штайнер / Steiner) родился 3 апреля (по другим источникам 24 апреля)  1893 года в Лондоне, в семье венгерских эмигрантов Фердинанда Штайнера и Лилиан  Брумберг. С юных лет Лесли любил театр, участвуя в детских семейных спектаклях, и хотя мать будущего актёра всячески поощряла его увлечение, по настоянию отца он поступил и с успехом окончил Далвичский колледж (Dulwich College), что позволило ему в дальнейшем поступить клерком в один из лондонских банков. Во время Первой мировой войны Лесли бросил работу и ушёл добровольцем на фронт, но через два года по состоянию здоровья (контузия) был демобилизован. В том же году, после демобилизации, он возвратился к своему давнему увлечению - театру. Его первые роли были очень небольшими, но в 1918 году Хауард получил одну из главных ролей в постановке британского драматурга Артура Пинеро "Уродцы". На протяжении 20-х годов он выступал на сценах английских театров в нескольких спектаклях. Затем он отправился в США, где впервые выступил на Бродвее в трагикомедии "Только представьте" (Aren't We All?, 1923). Карьера Лесли Хауарда пошла вверх,  и в последующие годы он успешно играл в спектаклях "Зеленая шляпа" (The Green Hat, 1925), "Её картонный любовник" (Her CardeBoard Lover, 1927), "Побег" (Escape, 1927). В 1928 году по его собственной пьесе на Бродвее была поставлена комедия "Мюррей-Хилл" (Murrey Hill). Принято считать, что в кино Лесли Хауард пришёл уже в зрелом возрасте (в то время ему было 37 лет), однако его кинодебют состоялся в далеком 1914 году, когда он снялся у своего дяди, режиссёра Уилфреда Нойя, в короткометражном фильме "Героиня Монса" (The Heroine of Mons), затем были ещё несколько небольших ролей в немом кино: "Счастливый воин" (The Happy Warrior, 1917), "Лакей и леди" (The Lackey and The Lady, 1919), "Книжные черви" (Bookworms, 1920), "Пять фунтов в награду" (Reward, 1920). В звуковой кинематограф Лесли Хауард вписался очень легко, имея хорошо поставленный театральный голос. В то время многие студии отказывались от актёров немого кино, которые не смогли научиться "играть" голосом и тем самым не сумели преодолеть новый формат кино.  Первым звуковым  фильмом, где играл Хауард, была  драма "За пределом" (Outward Bound, 1930), с элементами фантастики и героями-призраками. В дальнейшем кинокарьера актёра стала стремительно развиваться.  Только за один год (1931) он снялся сразу в четырёх фильмах: "Двое никогда не встретятся" (Never the Twain Shall Meet), "Вольная душа" (A Free Soul), "Пять и десять" (Five and Ten), "Преданность" (Devotion). В 1932 году он получил роли в трёх фильмах, создавая образы разочарованных в жизни скептиков-интеллектуалов, которые изо всех сил пытаются преодолеть свой мучительный моральный кризис: "Услуга для дам" (Service for Ladies), "Улыбка вопреки" (Smilin' Through), "Животное царство" (The Animal Kingdom). В 1936 году Хауард в возрасте 42 лет сыграл Ромео в экранизации шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Многие критики не приняли эту роль, назвав её неудачей Хауарда. Однако негативная оценка может быть не столь категоричной, и некоторые критики замечают в его исполнении "поиск юношеской свежести". В дуэте с ним играла Норма Ширер. В фильмах "Пленение" (Captured, 1933), "Окаменевший лес" (The Petrified Forest, 1936), "Унесенные ветром" (Gone with the Wind, 1939) Хауард показал себя  глубоким драматическим актёром, здесь проявилось его стремление передать мысли героев, раскрыть непростые характеры экранных образов. В дальнейших своих работах Хауард создал сложные образы людей мыслящих, скрывающих свою горечь за маской иронии - в экранизации пьесы "Пигмалион" (Pygmalion, 1938), где он выступил также режиссёром и продюсером, в антифашистских фильмах "49-я параллель" (49th Parallel, 1941) и "Пимпернелл Смит" ("Pimpernel" Smith, 1941), в котором он снова явился актёром, режиссёром и продюсером. Лесли Хауард погиб в авиационной катастрофе 1 июня 1943 года. Самолет, в котором летел актёр, был сбит немецким истребителем над Бискайским заливом.

В фильмографии Лесли Хауарда, кроме названных, значатся картины: "Секреты", "Беркли-сквер" (1933); "Бремя страстей человеческих", "С согласия дамы", "Британский агент", " Алый первоцвет" (1935); "Любовь, которую искал" и "Интермеццо" (1937); "Первый среди немногих" (1942); "Прекрасный пол" (1943).

 

Меркуцио

Джон Бэрримор / John Barrymore (настоящая фамилия Блайт / Blythe) - актёр театра и кино, представший в фильме Кьюкора в роли Меркуцио - появился на свет 15 февраля 1882 года в США. В ранние годы он приступил в Париже к изучению изящных искусств, но его мечта - стать художником так и не осуществилась. Поскольку Джон был рождён в театральной семье, то ему довелось унаследовать семейную профессию. (Кстати, его сестра Этель играла Джульетту в бродвейском спектакле 1922 года). В 21-летнем возрасте он ступил на театральные подмостки, а год спустя уже дебютировал на Бродвее в драме Клайда Фитча "Рад этому" (Glad of It, Clyde Fitch, Savoy Theatre, 1903-1904). Мужественная стать, благородные черты лица с чётко выраженным профилем, изящные манеры и сценическое дарование - все эти качества весьма способствовали развитию его карьеры. Поэтому вскоре о нём заговорили в театральных кругах как об очень перспективном молодом актёре. Работы первого десятилетия 20-го века обнаружили в нём также комедийный талант, но с неким романтическим уклоном. Это уникальное амплуа, в котором Джон весьма преуспел, он воплотил в комедиях "Охотник за состоянием" (The Fortune Hunter, 1909), "Принцесса Зим-Зим" (Princess Zim-Zim,1911), "Муж наполовину" (Half a Husband, 1912), "Верь мне, Ксантиппа" (Believe Me Xantippe, 1913). С 1914-го года Бэрримор начал сниматься в кино ("Американский гражданин" / An American Citizen, 1914; "Диктатор"/ The Dictator, 1915; "Потерянный жених" / The Lost Bridegroom, 1916) - в то время, скорее, для того, чтобы подработать. Театр оставался для него на первом месте, и там он играл, к примеру, в "Живом трупе" Толстого, а роли Ричарда III и Гамлета ещё более прославили его. Кинематограф 20-х годов принёс Джону Бэрримору успех в таких фильмах как "Доктор Джекил и мистер Хайд" (Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1920), "Шерлок Холмс" (Sherlock Holmes, 1922), "Моби Дик", (Moby Dick, 1930). Сценарий немого фильма "Морское чудовище" (The Sea Beast, 1926) по произведению "Моби Дик" Германа Мелвилла (Herman Melville) содержал романтическую историю, и проникновенное исполнение любовной линии в нём принесло Джону славу "великого любовника". Изначально скептически настроенный относительно введения в сюжет фильма любовного романа, он на самом деле так увлёкся, что партнёрша по фильму Долорес Костелло (Dolores Costello, 1903-1979), которую звали Богиней немого кино, стала его супругой (третьей по счёту). Они вместе снялись и в драме "Когда мужчина любит" (When a Man Loves, 1927) - экранизации Алана Кросланда романа Прево "Манон Леско" (Manon Lescaut), где Костелло исполняла главную женскую роль. В фильме "Дон Жуан" (Don Juan, 1926) Бэрримор снимался с другой молодой актрисой, в последствии ставшей звездой, - Мэри Астор (Mary Astor, 1906-1987). Несколькими годами раньше он обратил внимание на её фото в одном из журналов и привлёк её к съёмкам в своём очередном фильме "Щёголь" (Beau Brummel,1924). Затем он стал уделял ей время как опытный актёр, но родители семнадцатилетней девушки не поощряли их занятий наедине. Бэрримор и Астор планировали сняться вместе в фильме "Паоло и Франческа", о чём свидетельствует их фото в этих образах, сделанное в 1925 году известным бродвейским фотографом Чарльзом Албином (Charles Albin).

Пришедший в кино звук стал для многих актёров большим препятствием в работе над ролью. Бэрримор с этой задачей справился успешно, в этом ему помог хорошо поставленный голос, правда, в то время он снимался, как правило, в ролях, уже обкатанных им в театре или в немом кино. В "Зрелище зрелищ" (The Show of Shows, 1929) он исполнил шекспировский монолог, в "Моби Дике" роль капитана Ахава. Далее следуют фильмы: "Человек из Бленкли" (The Man from Blankley's, 1930), "Распутин и императрица" (Rasputin and the Empress,1932), "Обед в восемь" (Dinner at Eight, 1933) роль пьющего и стареющего актёра в котором Бэрримору была жизненно близка. В середине 30-х годов продюсер Дэвид Селзник (David O. Selznick, 1902-1965), памятуя о театральном успехе Бэрримора в образе Гамлета, попробовал его на эту роль, но "поезд уже ушёл", и работа не состоялась. Правда, в 1936 году режиссёр Джордж Кьюкор предложил 54-летнему Джону одну из вторых ролей (Меркуцио) в его экранизации "Ромео и Джульетты". Скорее всего, режиссёру понадобилось известное на том момент времени в театральном мире имя. В том же году планировались съёмки "Дамы с камелиями", где актёру была предложена одна из ролей, но этого не произошло - актёр попал в больницу для алкоголиков. После возвращения оттуда на главные роли он претендовать не мог - только второстепенные, да и то в фильмах второго класса. (сериал "Бульдог Драммонд" / Bulldog Drummod, 1937-38; "Мария Антуанетта" / Marie Antoinette, 1938; "Держите эту студентку" / Hold that Co-ed, 1938). То же происходило и в театре. Актёр появлялся на сцене в откровенно бездарной  пьесе "Мои дорогие дети" (My Dear Children, 1939-40), понимая и осознавая всю глубину собственной деградации. В 1940 году он даже сыграл свою собственную пародию в фильме "Великий профиль" (The Great Profile). Умер актёр 29 мая 1942 года. Он хотел, чтобы его тело кремировали, а прах захоронили на семейном участке в Филадельфии, но его сестра Этель решила иначе, поэтому Бэрримор упокоился в мавзолее на римско-католическом кладбище "Голгофа" (Calvary Cemetery) в восточном Лос-Анджелесе. В 1980 году его сын от Долорес Костелло, известный актёр John Drew Barrymore (1932-2004), осуществил волю отца, кремировал его останки и перевёз их на кладбище Маунт Вернон (Mount Vernon Cemetery) в Филадельфии.

Годы, прошедшие после смерти Джона Бэрримора, отодвинули на задний план невзгоды последних лет его жизни и сегодня в истории американского киноискусства он занимает почётное место, оставаясь настоящей театральной и кино- легендой.

Другие известные представители этой актёрской династии - Лайонел Бэрримор / Lionel Barrymore; Этель Бэрримор / Ethel Barrymore; Дрю Бэрримор / Drew Barrymore (старший брат, сестра и внучка Джона Бэрримора).

Фильмы Бэрримора: "Человек из Мексики", 1914; "Раффлз, вор-джентльмен", 1917; "Вот идет невеста", "Проба чести", 1919; "Пожиратель лотоса", 1921; "Красавчик Браммел", 1924; "Любимый грубиян", 1927; "Буря", 1928; "Вечная любовь", "Общий разлом", 1929; "Безумный гений", 1931; "Арсен Люпен", "Билль о разводе", "Гранд-отель", "Государственный атторни", 1932; "Юридический советник", "Ночной полет", "Воссоединение в Вене", "Топаз", 1933; "Давно потерянный отец", "Двадцатый век", 1934; "Бульдог Драммонд возвращается", "Месть бульдога Драммонда", "Майское время", "Скандал в ночном клубе", "Правдивые признания", 1937; "Опасность бульдога Драммонда", "Роман во тьме", "Отродье Севера", 1938; "Великий человек голосует", "Полночь", 1939; "Невидимая женщина", "Мировая премьера", 1941.

Тибальт

Бэзил Рэтбоун / Basil Rathbone исполнил в фильме Кьюкора роль вспыльчивого Тибальта. Но ещё раньше ему довелось не единожды предстать перед театральной публикой в образе Ромео. И надо сказать, что это была его любимая шекспировская роль. Впервые он исполнил её в 1915 году в составе труппы New Shakespeare Company. Затем он играл Ромео в 1934-35 годах в постановке американского режиссёра Гатри МакКлинтика, в паре со знаменитой актрисой Кэтрин Корнелл (Джульеттой), во время длительного турне по США и на сцене театра Мартина Бэка в Нью-Йорке.

Бэзил Рэтбоун (полное имя Филип Сент-Джон Бэзил Рэтбоун / Philip St. John Basil Rathbone) родился в Йоханнесбурге (ЮАР) 13 июня 1892 года. Ребёнком Бэзил прожил там всего три года, так как его семья в 1895 году вернулась на родину, в Англию. Получив образование и став страховым агентом, Рэтбоун все же тяготел к актёрскому искусству. Он впервые вышел на театральные подмостки в 1911 году, в постановке Royal Theatre "Укрощение строптивой" (роль Гортензио), в городе Ипсуич (Великобритания). Следует заметить, что первые театральные роли молодого Бэзила были связаны с Шекспиром: "Ромео и Джульетта" (Парис), "Виндзорские насмешницы" (Фентон), "Как вам это понравится?" (Сильвий). С этими спектаклями он гастролировал в составе труппы Royal Shakespeare Company по Америке, а по возвращении домой продолжает играть в известнейших театрах Англии. С 1923 по 1925 год Рэтбоун играл на театральных сценах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Однажды ему довелось сыграть в одном из спектаклей вместе с Этель Бэрримор, сестрой Джона Бэрримора, партнера Бэзила по фильму Кьюкора "Ромео и Джульетта".

Рэтбоун начал сниматься в кино с 1921 года, в немых фильмах, хотя точку отсчёта его кинокарьеры часто связывают с картиной "The Masked Bride" (Невеста в маске, 1925). В 1930-х годах он полностью утвердился в многочисленных триллерах, играя роли больше отрицательные, чем положительные. Имея прекрасную внешность и рост около 190 см., Бэзил великолепно играл авантюристов, злодеев и мерзавцев. Актёр превосходно владел шпагой, но поскольку его герои были отрицательными, ему приходилось постоянно проигрывать, ведь фильмы, как правило, имели счастливый конец. Только единожды Бэзилу удалось победить в фильме противника: его персонаж заколол мечом соперника (Меркуцио) в экранизации трагедии "Ромео и Джульетта" 1936 года. За создание образа Тибальта в ней актёр был номинирован на премию "Оскар" в категории "лучшая мужская роль второго плана". Играя отрицательных персонажей, Рэтбоун не смог получить роль Рэтта Батлера в фильме "Унесенные ветром", в образе которого видела Бэзила сама Маргарет Митчелл. Продюсеры фильма посчитали, что сложившееся амплуа актёра помешает зрителю воспринять его в этом обличии. Знаменитым и очень популярным Бэзил Рэтбоун стал после выхода четырнадцати фильмов о Шерлоке Холмсе (1939-1946) и радиопередач по мотивам произведений Артура Конан Дойля. Шерлок Холмс в его исполнении стал визитной карточкой актёра (доктора Ватсона на протяжении всего этого времени играл Найджел Брюс / Nigel Bruce, 1895-1953). Два первых фильма о знаменитом сыщике ("Приключение Шерлока Холмса" и "Собака Баскервилей") стали кинохитами и получили небывалые кассовые сборы. В образе Холмса Бэзил играл и в театральных спектаклях, и в телепостановках, но уже в более поздний период (50-60-е годы прошлого столетия). За весь период своей кинокарьеры Рэтбоун снялся в более чем 50-ти фильмах. Он имеет три звезды на Голливудской Аллее Славы - одну за достижение в кинематографе, другую за вклад в развитие радиоспектаклей и третью - за работу на телевидении.

Бэзил Рэтбоун - участник Первой мировой войны, он служил в Шотландском полку, получил звание капитана и был награждён Военным Крестом. Его родной брат погиб в этой войне.

Рэтбоун два раза состоял в браке. В 1914 году он женился на актрисе Этель Марион Форман (Ethel Marion Foreman, 1887-1976), у них родился сын, Родион Рэтбоун (Rodion Rathbone, 1915-1996), который был известен во время своей непродолжительной карьеры в Голливуде как Джон Родион (John Rodion). В 1926 году супруги развелись. Через год Рэтбоун женился на актрисе и писательнице Уиде Бержер (Ouida Bergère, 1886-1974), в последствии они воспитали приёмную дочь Синтию Рэтбоун (Cynthia Rathbone, 1939-1969) - она умерла от цирроза печени почти через два года после смерти Бэзила. Американский актёр Джексон Рэтбоун (Jakson Rathbone) приходится Бэзилу троюродным братом.

Многие европейские актёры, попадая в Голливуд, принимали гражданство США, но Рэтбоун был патриотом своей родины и по собственным убеждениям отказался от этого гражданства, оставаясь до конца своей жизни гражданином Великобритании, хотя в США он прожил большую часть своей жизни, и как обычный американец, любил бейсбол, бокс, гольф, особые чувства питал к собакам.

Умер актёр 21 июля 1967 года внезапно, от инфаркта, в возрасте 75-ти лет. Он покоится в мавзолее "Храм Воспоминаний" на кладбище Фэрнклифф ( Shrine of Memories, Ferncliff Cemetery), в г. Гринбург (штат Нью-Йорк).

 

Кормилица Джульетты

Эдна Мэй Оливер (Edna May Oliver) - американская актриса, потомок Джона Адамса, одного из президентов США, родилась 9 ноября 1883 года в небольшом американском городке Малден, штат Массачусетс. В 1897 году, в возрасте четырнадцати лет, Эдна бросила школу, чтобы заняться актёрской карьерой. Быстрого успеха на этом поприще Эдне Мей Оливер не удалось добиться, это случилось гораздо позже,  в музыкальной комедии "О, мальчик!" (1917). Первая кинороль актрисы состоялась в 1923 году, а через четыре года на Бродвее она сыграла роль Парти, в знаменитом американском мюзикле "Show Boat" (композитор Джером Дэвид Керн / Jerome David Kern). Данный мюзикл был столь популярен, что не сходил со сцены долгие годы и постановка его время от времени возобновлялась (1932, 1946, 1954, 1961, 1966, 1976, 1983, 1994). Киноверсия этого мюзикла планировалась на 1936 год и Эдна Мэй Оливер должна была снова играть в привычной ей роли, но в этот же год  Джордж Кьюкор начинал съемки фильма "Ромео и Джульетта", где актрисе была предложена роль Кормилицы. Эдна с удовольствием согласилась сыграть эту роль. Период 30-х годов совпал с периодом ее наибольшей популярности, Эдна Мэй Оливер была одной из самых известных комедийных актрис, часто играла роли характерные, создавая на экране образы язвительных старых дев.

В 1939 она номинировалась на премию "Оскар", как лучшая актриса второго плана за исполнение ею роли Сары Мак Кленнар в эпическом вестерне "Дилижанс" (режиссер Джон Форд). Последняя сыгранная ею роль - это Сара Мак Милан в фильме "Лидия" (1941) (режиссер Жюльен Дювивьер)

Умерла актриса в свой день рождения - 9 ноября 1942 года, от скоротечного заболевания кишечника, прожив ровно 59 лет. Она похоронена на мемориальном кладбище Форест-Лоун в Глендейле (Forest Lawn Memorial Park, Glendale), в северном пригороде Лос-Анджелеса (Калифорния).

 

Другие персонажи фильма Кьюкора :

 

 

Сцены из фильма

 

 

 

В реальной Вероне

Появление фильма Кьюкора "Ромео и Джульетта" в Европе, и в частности в Италии, способствовало закреплению имиджа Вероны как города шекспировских героев и дало ощутимый импульс восстановлению и обустройству легендарных мест в реальной городской среде.

Хотя фильм не принёс производителям впечатляющей прибыли, на студии сочли, что продукция такого качества работает на престиж MGM. В 1937 году кассовые сборы от проката киноленты в Америке упали, и, чтобы запустить эту дорогостоящую продукцию в Европе, были предприняты широкие рекламные мероприятия. Объявили международный конкурс под девизом "Самая красивая история любви", призом которого назначалось недельное пребывание победившей пары в Вероне. В бывшей веронской крепости Кастельвеккьо (ныне художественной галерее) дирекцией местных музеев была организована выставка материалов по фильму: костюмы, эскизы, фотографии, афиши и т.п., с надеждой (так и не осуществившейся), что затем всё это будет передано в качестве постоянной экспозиции в отреставрированный Дом Джульетты на улице Каппелло.

Существует несколько моментов в художественном оформлении картины, которые интересно отметить. Так, декорации сада Капулетти в ряде деталей перекликаются с видом дворика Джульетты в Вероне: похожее расположение одинокой колонны и балкона героини, а также зубчатой стены, виднеющаяся на дальнем плане как в кадре фильма, так и во дворике. Это сходство является результатом реконструкции, выполненной в Вероне частично по мотивам фильма Кьюкора. В фильме, с свою очередь, была воспринята гербовая символика, относимая к реально жившему в Вероне семейству Даль Каппелло, которому принадлежало здание, ныне известное как легендарный Дом Джульетты. Изображение шляпы (cappello - шляпа, итал.), находящееся над аркой, ведущей из дворика на улицу, воспроизведено на костюмах представителей дома Капулетти. "Орёл" - символ веронских Монтиколи - использован в декоре костюмов Монтекки (см. выше кадр "Ромео в келье Лоренцо").

Однако архитектура известного балкона Джульетты в Вероне ничем не напоминает образец, представленный в фильме 1936 года, который повторяет полукруглую форму и декоративные детали кафедры работы Донателло (Donatello, ок.1386-1466), украшающей главный собор города Прато в окрестностях Флоренции.

 

 1 - View of Juliet's courtyard in Verona with the column and the statue of Juliet;

 2 - Scene from the Cukor's film: Juliet's garden with the column and the balcony;

 3 - Cathedral in Prato (Italy) with the pulpit of Donatello on the right side;

 4 - The pulpit of Donatello looks like Juliet's balcony in the Cukor's film. 

 

 

Драма в ореоле сказки

Фильм Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" не лишён определённого шарма, он и сейчас оставляет при просмотре приятное впечатление, если не искать в нём полного соответствия духу шекспировской драмы. Есть смысл любоваться этим зрелищем, как ярким творением своего времени, в котором приняли участие многие голливудские знаменитости. Хотя визуальные несуразности в картине всё же заметны: забавно выглядят марширующие по городской площади колонны Капулетти и Монтекки, мало похожей на средневековую кажется просторная бальная зала, где среди подруг танцует Джульетта в туфельках на каблучках (деталь обуви более позднего времени), чересчур вычурно смотрятся некоторые костюмы персонажей. О том, как создавалось художественные образы фильма, мы рассказали выше.

 Возможно, в эстетическом плане эта киноверсия придаёт шекспировскому сюжету ореол сказочности. Если взглянуть на фильм под таким углом зрения, то многое в нём сразу встаёт на свои места: и студийное оформление кадра, и чрезмерно декоративные костюмы, и условность возрастного соответствия актёров своим персонажам.

 

Янина Жеймо (Золушка)

Порой возникает ассоциация с визуальными образами любимого многими поколениями фильма "Золушка" (1947) режиссёра Надежды Кошеверовой по сценарию Евгения Шварца. В этой киносказке главных персонажей - Золушку и Принца - играли Янина Жеймо, которой было на момент съёмок 37 лет, и Алексей Консовский, которому было тогда 34 года. Но кто поспорит с очевидным: им удалось сообщить своим героям непосредственность и очарование юности. Вероятно, Норма Ширер и Лесли Хауард также органично выглядят в своей "сказке". Сказке с грустным концом.

Образ Джульетты в воздушной одежде боттичеллиевской "Весны", беззаботно ласкающей в саду оленёнка, с самого начала фильма кажется сказочным.

 

 автор сайта "Ромео и Джульетта" - Ольга Николаева  - Olga Nikolaeva, the author 

 

Анализ "Сцены на балконе" в лекции проф. Леонадра Уайтинга

Критическая статья А. Липкова о фильме Кьюкора "Ромео и Джульетта"

Illustrations   - more pictures from the mentioned films based on Romeo and Juliet (each small image can be enlarged). Галерея дополнительных иллюстраций к фильмам, о которых мы рассказали (все изображения увеличиваются).

Filmography   -  Фильмография представляет подробный перечень фильмов (оригинальное название, год, жанр, страна), основанных на трагедии Шекспира или созданных по её мотивам.

Пресса - рецензионные статьи, интервью и заметки о фильмах Кьюкора, Кастеллани, Дзеффирелли, Лурманна и Кайатта, опубликованные в печатных изданиях.

Выражаем глубокую благодарность друзьям, участвующим в развитии проекта:

Ирине Матвеевой (муз. редактору), Татьяне Кузнецовой и Ольге Янковой (корреспондентам).

 

We thank our friends:

Georgeann Maguire (USA)

Cinzia Storari (Italian Shakespeare Association, Rome),

Giovanna Tamassia (Club di Giulietta, Verona),

Irina Matveeva (Kursk),

Tatiana Kuznetsova, Olga Yankovaya (Kiev),

 

Основные разделы:

НАЧАЛО    О НАС    КЛУБ ДЖУЛЬЕТТЫ    НОВОСТИ    ВЕРОНА    СЮЖЕТ    ИСТОРИЯ    ШЕКСПИР    ТЕАТР    КИНО    ДЗЕФФИРЕЛЛИ*68    МУЗЫКА    ИСКУССТВО    КОСТЮМ    КУЛЬТУРА    МАНТУЯ   ДОМ КАПУЛЕТТИ     КУРЬЁЗЫ    ССЫЛКИ    ПЛАН 

 Обращение к пользователям: 

Сайт "Ромео и Джульетта" (включающий также наш МУЗЕЙ ЛЮБВИ ) представляет авторский проект-исследование "история и легенда шекспировского сюжета", являющийся результатом многолетнего тематического поиска, а также дружеского взаимодействия создателей сайта с коллегами из итальянских клубов. Он был опубликован в Сети в марте 2000 года. За время своего существования данный уникальный проект стал основным источником информации для создателей многих других Сетевых и печатных изданий родственной тематики. Замечено также немалое число случаев недобросовестного использования наших материалов. Поэтому мы просим пользователей учитывать факт первичности содержания данного сайта "Ромео и Джульетта" и обязательно ссылаться на него, даже в том случае, когда они применяют материалы других сайтов, совпадающие с нашими либо явно построенные на них и игнорирующие права на интеллектуальную собственность. О принципах информационного сотрудничества с нами можно узнать на странице "Обращение к пользователям".

Материалы данного сайта "Ромео и Джульетта"нельзя

воспроизводить где-либо без разрешения его создателей.

При их упоминании ссылка на этот сайт обязательна.

 

Все материалы представлены здесь исключительно с целью ознакомления.

All the materials are published here for informational purposes only.

 

 © 2000-2017. Ольга и Владимир Николаевы. Все права защищены.

© 2000-2017. Olga & Vladimir Nikolaevy. All rights reserved.